Страница социального педагога

Родителям на заметку: за шаг до пропасти

развернуть

 

Как подросток становится наркоманом, токсикоманом? Почему он решает попробовать то или иное вещество? Одна из причин — ин­терес, желание испытать неизвестные ощущения, другая — желание быть принятым в определенную группу. Нередко неудовлетворен­ность жизнью, желание «забыться» приводят подростка к наркомании. Предлагают попробовать токсическое вещество или наркотик обычно люди, принимающие это «зелье», они и обучают способу применения, поведению при приеме препаратов.

Часто родители довольно поздно и неожиданно для себя замечают, что их ребенок употребляет наркотики или токсические вещества, хотя перемены, прежде всего, в его поведении, можно было увидеть и раньше.

Ребенок становится скрытным, избегает родителей, ведет какие-то тайные переговоры по телефону. Старые друзья и занятия, включая школу, ему уже неинтересны. Его одежда неряшлива, среди вещей в карманах можно обнаружить баночки, пакетики, шприцы, иглы, таблетки. Увеличиваются денежные расходы подростка, из дома нередко исчезают вещи.

Долгое отсутствие ребенка дома должно насторожить родителей. Он может придти домой в необычном состоянии, ведь именно это состояние — наркотическое опьянение - цель приема наркотиков. Чаще всего наркотическое опьянение подросток испытывает вне дома или в отсутствие родителей, но остаточные признаки этого состояния можно наблюдать спустя несколько часов после приема наркотиков.

Родители могут заметить необычное возбуждение или раздраженное состояние подростка.  Вялый и сонный, с рассеянным вниманием, предоставленный сам себе, он может как бы задремать. А может быть необычно благодушен, беспричинно весел.

Вернувшись домой в та­ком состоянии, он с жадностью будет утолять голод или жажду. При­смотритесь, характерно ли это для вашего ребенка, всегда ли у него повышенный аппетит?

Обратите внимание, как двигается подросток. Возможно, вы заметите грубые, порывистые, размашистые движения, неуверенность при ходьбе.

Пусть ваше внимание привлечет внешний вид ребенка. Посмот­рите ему в глаза - нет ли в них необычного блеска? Зрачки после применения наркотических и токсических веществ становятся либо необычно узкими, либо необычно широкими (вы можете сравнить их со зрачками другого человека, находящегося в этой же комнате при таком же освещении). Склеры могут быть покрасневшими, веки отечными. Насторожить должна бледность кожи или необычные ее покраснения. Иногда кожа приобретает сальный налет. Наконец, посмотрите на руки вашего ребенка: в области локтевых сгибов, на предплечьях, на тыльных поверхностях кистей могут быть следы от инъекций. Иногда подростки пытаются скрыть следы от инъекций царапинами.

Не трудно обнаружить запахи при дыхании ребенка, от его одежды. Порой насторожить может и отсутствие запаха: подросток выглядит опьяневшим, говорит, что выпил спиртное, а запаха алкоголя нет.

Проверьте, как чувствует себя ребенок на следующий день после необычного состояния: он может выглядеть заторможенным, вялым, разбитым, испытывать мышечную слабость.

Вот далеко не полный перечень тех признаков, по которым роди­тели могут заподозрить, что ребенок начал употреблять опьяняющие вещества.

НАСТОРОЖИТЬ ВАС ДОЛЖНО ВСЕ НЕОБЫЧНОЕ,

ЧТО ВЫ ЗАМЕТИТЕ В СВОЕМ  РЕБЕНКЕ

Надо иметь в виду, что многие признаки, о которых шла речь, можно заметить лишь на первых порах, потом организм начинает привыкать к систематической интоксикации, и внешние признаки наркотического опьянения изменяются, их сможет обнаружить только специалист.

Если вы что-то заподозрили, не стоит «нападать» на подростка с упреками и принимать «жесткие» меры. Поговорите с ним довери­тельно, во всяком случае, попытайтесь это сделать. Приведите его к я специалисту-наркологу. Попробуйте убедить его, что консультация врача-нарколога — это не наказание, это реальный шанс помочь чело­веку, употребляющему наркотики. Чем раньше начато лечение – тем больше надежды па успех.

Рекомендации социального педагога родителям по раннему выявлению вредных привычек у подростков.

В подростковом возрасте проявляются изъяны предшествующе­го воспитания. Следовательно, важнейшая задача родителей — это контроль за состоянием ребенка. Необходимо обязательно обращать внимание на то, в каком состоянии он пришел домой, сравнивая с состоянием, в котором он вышел из дома. Это позволяет вовремя выявить, к примеру, случаи, когда ребенок впервые закурил, принял алкоголь или наркотики.

Педагог социальный может ознакомить родителей с описанием симптомов и внешних признаков в поведении ребенка, принимающего психоактивные вещества (ПАВ) - алкоголь, табак, наркотики.

Алкогольные напитки (пиво, вино, водка и т. д.)

Симптомы: замедленные реакции, сонливость, невнятная речь, изменение личности (появление других ценностей).  Внешние признаки: спрятанные бутылки, безвольное обвисание губ, расслабление челюстей, нарочитость движений, провалы в па­мяти.

Табак.

Симптомы: снижение физической силы, выносливости, ухудше­ние координации, быстрая утомляемость, нарастающая слабость, снижение трудоспособности. Внешние признаки: запах табака (дыма), частое и долговременное пребывание в туалете, в ванной, наличие спичек, зажигалок, табака в швах карманов, пожелтение пальцев.

Вдыхание клея.

Симптомы: агрессивность, мечтательное или бессмысленное вы­ражение лица. Внешние признаки: вид пьяного человека, наличие тюбиков клея, пятен клея, бумажных или полиэтиленовых пакетов, носовых платков. 

Марихуана, травка, «курево», зелье.

Симптомы: сонливость, бессвязность мыслей, зрачки глаз расши­рены, отсутствует координация движений, тяга к сладкому, повышен­ный аппетит, слабо выраженные галлюцинации. Внешние признаки: красные отеки под глазами, сильный запах жженых листьев, мелкие семена в складках одежды и швах карманов, наличие папиросной бумаги, обесцвеченная кожа на пальцах.

Кокаин.

Симптомы: повышенное артериальное давление, потеря болевых ощущений, чувство превосходства, ощущение неуязвимости, повы­шенная активность, отсутствие чувства усталости. Внешние признаки: наличие белого кристаллического порошка в маленьких пластиковых пакетиках или алюминиевой фольге, гипе­ремия слизистой оболочки носа.

Героин, морфий, кодеин.

Симптомы: ступор, сонливость, следы уколов, водянистые глаза, пятна крови на рукавах рубашки, насморк. Внешние признаки: наличие иглы или шприца для подкожных инъекций, матерчатого жгута, бечевки, веревки, ремня, обожженных крышек от бутылок или ложки, прозрачных пакетов.

Крэк.

Симптомы: короткий период эйфории, с меняющийся депрессией, гиперактивность в начальных стадиях, апатичность, непрекращаю­щийся насморк. Внешние признаки: наличие небольших камнеподобных кусков в стеклянных пузырьках или полиэтиленовых пакетиках, небольших ширмочек, свечей, бритвенных лезвий.

Изучив симптомы, понаблюдав за внешними признаками и вы­явив наличие вредной привычки на ранней стадии, необходимо: - использовать интерактивные методы, быть готовыми вместе с детьми исследовать собственный эмоциональный и поведенческий опыт; - больше внимания уделять формированию навыкам отказа от ПАВ- зависимости, нежели информационной части обще­ния; - не бороться с негативными явлениями вредной привычки, а вместо этого пропагандировать позитивные стороны ее отсутствия; - проводить профилактику ПАВ - зависимости ребенка необходимо параллельно с ПАВ - зависимостью взрослых; профилактика ПАВ- зависимости должна опираться на ценности подростков, а не на ценности взрослых; важно обратить, внимание на организацию досуговой деятельности подростка, его занятость в свободное время.

Профилактическую работу целесообразно проводить родителям совместно с педагогом социальным, психологом школы, наркологом.

 

свернуть

Телефон «горячей» телефонной линии для пострадавших от домашнего насилия

развернуть

Телефон «горячей» телефонной линии

для пострадавших от домашнего насилия:

8-801-100-8-801

Позвонить на общенациональную линию 8-801-100-8-801 можно с номеров МТС, life:), velcom и с любого стационарного телефона. Таким образом, любой житель Беларуси может получить телефонную консультацию по проблеме насилия в семье. Линию 8-801-100-8-801 можно набрать и находясь за границей, если к белорусскому номеру подключены услуги роуминга. 

Звонок со стационарного телефона на горячую линию для пострадавших от домашнего насилия бесплатный. Мобильные операторы взимают оплату по тарифам звонка на городской номер, установленным для абонента.  Анонимные консультации по телефону 8-801-100-8-801 оказываются ежедневно с 8.00 до 20.00. По вторникам и субботам дежурит юрист, в остальные дни - психолог. Все специалисты прошли специальное обучение и могут оказать первичную психологическую и юридическую помощь. Общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия 8-801-100-8-801 была открыта в августе 2012 года и с тех пор приняла более 5300 звонков. В основном обращаются пострадавшие (83%). Более половины звонков в этом году поступило из регионов. После того как в 2013 году доступ к линии открыл velcom, значительную часть обращений составляют звонки с мобильных.

Протянем руку помощи и спасем жизни

В наше время, когда особенно важны мир, покой и стабильность, повседневная жизнь переполнена стрессами. Они могут приводить к внутреннему надлому, потере смысла жизни, отчаянию и безысходности.

Если вы чувствуете, что Ваш близкий или знакомый находится в беде, самое лучшее, что Вы можете сделать – это позвонить по телефону круглосуточной горячей линии 8-017-202-04-01 и анонимно посоветоваться с психологом, как помочь своему близкому и себе, или обратиться за анонимной (без постановки на учет) помощью к специалистам службы психического здоровья – психологу или психотерапевту, которые работают в Минском областном клиническом центре (г. Минск, ул. П.Бровки, 7) (запись на прием по телефонам: 8-029-101-73-73 (Велком), 8-029-774-66-59 (МТС), 8-017-331-90-64.

За дополнительной информацией обращайтесь на наш интернет-сайт http://mokc.by, где доступен режим онлайн-консультирования. Обратившись за помощью в наш Центр, Вы не только сохраняете анонимность, но и получаете эффективное и качественное лечение.

 

свернуть

Памятка безопасности

развернуть
  1. Если ты на улице.

Если ты хочешь куда-либо пойти, обязательно предупреди родителей, куда, с кем ты идешь и когда вернешься, а также расскажи свой маршрут движения. Во время игр не залезай в стоящие бесхозные машины, подвалы и другие подобные места.

Постарайся, чтобы твой маршрут не пролегал по лесу, парку, безлюдным и неосвещенным местам.

Если тебе показалось, что тебя кто-то преследует, перейди на другую сторону дороги, зайди в магазин, на автобусную остановку, обратись к любому взрослому человеку.

Если ты где-то задержался, попроси родителей встретить тебя у остановки.

Если твой маршрут проходит по автомагистрали, иди навстречу транспорту.

Если машина тормозит возле тебя, отойди от нее подальше.

Если тебя остановили и попросили показать дорогу, постарайся объяснить все на словах, не садясь в машину.

Если незнакомый человек представился другом твоих родственников или родителей, не спеши приглашать его домой, попроси дождаться прихода взрослых на улице.

Если тебе навстречу идет шумная компания, перейди на другую сторону дороги, не вступай ни с кем в конфликт.

Если к тебе пристали незнакомые люди, угрожает насилие, громко кричи, привлекай внимание прохожих, сопротивляйся. Твой крик - твоя форма защиты! Твоя безопасность на улице во многом зависит от тебя!

Если при входе в подъезд ты заметил посторонних, подожди пока кто-нибудь из знакомых не войдет в подъезд вместе с тобой.

Не входи в лифт с незнакомым человеком.

Если ты обнаружил, что дверь в твою квартиру открыта, не спеши входить, зайди к соседям и позвони домой

  1. Если ты дома один.

Попроси своих друзей и знакомых, чтобы они предупреждали тебя о своем визите по телефону.

Если звонят в вашу квартиру, не спеши открывать дверь, сначала посмотри в глазок и спроси, кто это (независимо от того, один ты дома или с близкими).

На ответ "Я" дверь не открывай, попроси человека назваться.

Если он представляется знакомым твоих родных, которых в данный момент нет дома, не открывая двери, попроси его прийти в другой раз и позвони родителям.

Если человек называет незнакомую тебе фамилию, говоря, что ему дали этот адрес, не открывая двери, объясни ему, что неправильно записал нужный ему адрес и позвони родителям.

Если незнакомец представился работником ДЭЗа, почты или другого учреждения сферы коммунальных услуг, попроси его назвать фамилию и причину прихода, затем позвони родителям и выполни их указания.

Если пришедший представился сотрудником отдела внутренних дел (милиции), не открывая двери, попроси прийти его в другое время, когда родители будут дома, и сообщи им.

Если незнакомец попросил воспользоваться телефоном для вызова милиции или "скорой помощи", не спеши открывать дверь; уточнив, что необходимо сделать, сам вызови нужную службу.

Если на лестничной площадке собралась компания, распивающая спиртные напитки и мешающая твоему отдыху, не вступай с ней в конфликт, а вызови милицию.

Вынося мусорное ведро или отправляясь за газетой, посмотри сначала в глазок, нет ли посторонних лиц вблизи твоей квартиры; выходя, запри дверь.

В дверях квартиры не оставляй записки о том, куда и на сколько ты ушел.

Дом будет твоей крепостью, если ты сам будешь заботиться о своей безопасности.

  1. Как действовать, если Вы столкнулись с пропагандой экстремизма.

Ситуации:

1.Распространяемая неизвестными лицами печатная продукция не имеет выходных данных, указания на принадлежность к общественной либо религиозной организации, предположительно содержит материал экстремистской направленности, то есть направленный на возбуждение ненависти, либо вражды, а также на унижение достоинства человека, либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии.

  1. Представитель какой либо религиозной или общественной организации в устной форме ведет пропаганду превосходства одной религии над другой, либо расового, национального или социального превосходства одних групп населения над другими, грубо выражается в адрес исповедуемой гражданами религии, их расовой, национальной или социальной принадлежности.
свернуть

Куда вы можете обратиться за помощью, если страдаете от домашнего насилия?

развернуть

 

  1. Правоохранительные органы.  Если Вы подвергаетесь семейной жестокости и решили наказать обидчика, Вы можете обратиться в правоохранительные органы по телефону 102. Помните, что Вы имеете право выбрать меру наказания в виде «штрафа» либо «лишения свободы»
  2. Территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН). В штате большинства ТЦСОНов имеются высококвалифицированные психологи, специалисты по социальной работе, которые могут помочь разобраться в сложившейся ситуации, при необходимости перенаправить Вас в соответствующие учреждения. Со списком территориальных центров социального обслуживания населения вы можете ознакомиться здесь.Кроме этого при некоторых ТЦСОН организована работа кризисных комнат и отделений, которые  могут предоставить временный приют.
  3. Медицинские учреждения. Если Вы пострадали от физического насилия, Вы можете обратиться в медицинские учреждения по месту жительства и «снять» побои. В дальнейшем заключение врача может помочь Вам, если Вы решите наказать преступника.
  4. Религиозные организации. Вы также можете обратиться за помощью в религиозные организации, которые смогут выслушать Вас, дать совет и направить на путь решения проблемы.
  5. Общественные организации. В Республике Беларусь существует ряд общественных организаций, которые могут оказать Вам психологическую, социальную, иногда и юридическую помощь, если Вы попали в ситуацию домашнего насилия.

 Общественное объединение

«Белорусская ассоциация молодых христианских женщин"

Виды услуг:

​ информационная и эмоциональная поддержка;·

​ социальное сопровождение;·

​ юридическая помощь;·

​ психологическая помощь (пострадавшим и агрессору).·

Номер специалиста по социальной работе для проведения первичной консультации и дальнейшего перенаправления

8 (033)   6 032 032

(время работы с 9:00 до 18:00, выходной суб., вс.)

 Международное общественное объединение «Гендерные перспективы»

 Виды услуг:

​  информационная и эмоциональная поддержка;·

​  социальное сопровождение;·

​  предоставление временного убежища (шелтера);·

​  содействие в медицинском обследовании;·

​  юридическая помощь;·

​  психологическая помощь;·

​  психологическая помощь агрессору;·

​  оплата проезда по РБ.·

 Контактный номер телефона для пострадавших от домашнего насилия – общенациональная горячая линия 

8 801 100 8 801

(время работы с 8.00 до 20.00, звонок со стационарного телефона (бесплатно) и с мобильного телефона — оплата соединения со стационарной сетью по тарифному плану абонента

Борисовское женское социальное общественное объединение

«Провинция» г.Борисов

 Виды услуг:

​ правовая;·

​ психологическая помощь пострадавшим;·

​ социально-психол·огическое сопровождение;

​ системная семейная психотерапия.·

Правовая помощь и социально-психологическое сопровождение —

«Женская кризисная линия»

Тел 8 (029) 756 35 24

с 9:00 до 21:00 (без выходных)

Общественное объединение «Радислава»

 Виды услуг:

​  Телефон доверия для граждан, пострадавших от насилия;·

​  Очные консультации психолога и специалиста по социальной работе;·

​  Группа взаимопомощи для женщин, пострадавших от насилия;·

​  Социально- психологическое сопровождение;·

​  Предоставление временного убежища.·

Телефон доверия 280-28-11

Если не берут трубку 8 (029) 610 83 55

Для размещения в убежище - 8 (029) 610 83 55.

Общественное объединение «Клуб деловых женщин» г.Брест

Виды услуг:

​  информационная и эмоциональная поддержка;·

​  социальное сопровождение;·

​  юридическая помощь;·

​  психологическая помощь пострадавшим от домашнего насилия.·

8 (029) 723 40 37 (с 10.00  до 20.00)

Алина Николаевна, юрист.

8  (029) 221 93 50 (с 10.00  до 20.00)

Наталья Владимировна, специалист по социальной работе

noviolence.brest@gmail.com

Общественное объединение «Родник возрождения» г. Брест

Виды услуг:  юридическая помощь.

 8 (033) 3 783 793

 (с 9:00 до 18:00 в будние дни)

ОО «Клуб деловых женщин «Юго-Запад» г.Пинск

Виды услуг: психологическая помощь и поддержка.

8 (029) 311 11 74

(с 9:00 до 21:00 — телефонное консультирование, очные консультации с 14:00 до 18:00)

 Кризисный центр  для женщин при ЧСПУО «SOS-Детская деревня г.Могилев»

Виды услуг:

​ социальное сопровождение и  поддержка;·

​ психологическая помощь;·

​ приют для женщин с детьми.·

8 (044) 760 760 3

Общественное объединение

«Могилевский женский центр поддержки и самообразования»

Виды услуг:  психологическая помощь совершеннолетним женщинам,  находящихся в ситуации домашнего насилия и торговли людьми.

Телефон для записи 8 022 228 22 20

Записаться можно во вторник, четверг  с 17.00 до 20.00

Сестричество в честь преподобной Ефросиньи Полоцкой

 Виды услуг: социальная помощь (предоставление временного приюта); духовная помощь; психологическая помощь.

 8 (029) 151 95 22

 8 (033) 688 40 49

Общественное объединение

«Белорусская ассоциация молодых христианских женщин» г.Сморгонь

Виды услуг: социальное сопровождение.

8 (033) 602 7 2 04

(с 9:00 до 17:00, кроме суб. и вс.)

Общественное объединение «Белорусская ассоциация молодых христианских женщин» г.Новополоцк

Виды услуг: психологическая помощь.

8 (029) 517 27 94

(с 15.00 до 18 00, кроме суб. и вс.)

Общественное объединение

«Белорусская ассоциация молодых христианских женщин» г.Мозырь

Виды услуг: психологическая помощь.

8 (029) 623 29 78

(с 9 00 до 21 00)

Общественное объединение

«Белорусская ассоциация молодых христианских женщин» г.Гомель

Виды услуг:  юридическая помощь.

8 (044) 724 14 70

(после 11:00)

lorita24@yandex.ru

 

свернуть

Как установить родительский контроль?

развернуть

 

Функция родительского контроля - это организация ограничений или запрета пользования детьми определенных компьютерных программ, интернета или игр. Для этого существует множество специальных приложений, но обеспечить функцию защиты ребенка во внутрисистемном пространстве можно и самостоятельно.

Чтобы установить родительский контроль на ПК с ОС Windows, достаточно выполнить несколько последовательных шагов в "Настройках" системы. После этого ПК будет включаться/выключаться в определенное время, а сайты с порнографическим содержанием, онлайн-игры и прочие ненужные чаду ресурсы будут автоматически заблокированы.

Родительский контроль в Windows 7

Если Вас интересует, как поставить защиту родительского контроля на Глобальную сеть Интернет в Windows 7, то предлагаем воспользоваться следующим алгоритмом действий:

  1. Заходим в Меню Пуск - Панель управления - Родительский контроль;
  2. Заходим/создаем учетную запись ребенка (важный момент: администратором ПК должны быть ВЫ, а у детей должны быть созданы обычные учетные записи);
  3. Включаем для записи ребенка Родительский контроль.

В настройках контроля родителями можно установить ограничения по времени. Система определит точное время включения системы и ее отключения. Если малыш засиделся, компьютер автоматически прекратит работу в указанное время, сохранив  все  данные. Там же можно создать целое расписание времени пользования ПК по дням недели.

Переходим к настройкам ограничения игр. Выбираем пункт Типов игр, в которые может играть ребенок. Например, можно выбрать категории игр для детей старше 10 лет или подростков, для детей и т.д. Но в этой ОС программа родительского контроля не совсем совершенна. В перечне игр, на которые устанавливаются ограничения, могут оказаться не все игры, имеющиеся на Вашем ПК. Потому лучше перейти к настройке ограничений  конкретных программ.

После проведения всех вышеизложенных манипуляций, следует выключить Гостевой профиль, через которых выполнялись настройки.

Родительский контроль на ПК с ОС Windows 7 и 8 устанавливается по одной и той же схеме. Для 10-ой версии операционной системы необходимо учитывать небольшие изменения. Для установления ограничений Вам понадобится зайти в интернет, чтобы подтвердить электронный адрес почты.

Родительский контроль в Windows 10

Как можно установить родительский контроль на ПК с ОС Windows 10? Все достаточно просто. Действия также осуществляются в учетных записях пользователей. Выполняем следующие шаги:

  1. Заходим в Меню Пуск - Учетные записи пользователей - Семья и другие пользователи - Добавить;
  2. Выбираем вкладку "Управление семейными настройками" и в браузере устанавливаем ряд параметров (просмотр недавних действий, просмотр интернет-страниц (здесь прописываем запрещенные сайты, куда доступ для ребенка должен быть заблокирован), приложения и игры, установление таймера работы системы).

Родительский контроль в интернете

Установка контроля родителями на пользование интернетом предполагает использование специальных дополнительных программ.  Такая функция есть практически в каждом антивируснике, включая "Касперский". Такие приложения удобны в пользовании и безопасны как для ребенка, так и для компьютера, где могут хранить Ваши важные рабочие материалы, фото, видео и прочие элементы.

Контроль родителей на интернет обеспечивает защиту от:

  • вирусных приложений, угроз и вредоносных программ;
  • просмотра детьми порнографического материала, а также файлов, содержащих насильственные и агрессивные действия;
  • всепоглощающих компьютерных игр, которые при неограниченном во времени пользовании могут вызвать зависимость у ребенка.

Как поставить родительский контроль в Стиме?

Steam - это социальная сеть, игровая платформа и интернет-магазин, где можно приобретать, устанавливать и играть в игры всей семьей. Поставить родительский контроль в этом случае можно следующим образом:

  1. Заходим в аккаунт - выбираем настройки "Семья"- устанавливаем опции родительского контроля (время игры, запуск, отключение, запрет на определенные категории игр);
  2. Закрываем в настройках доступ для ребенка к Кошельку и общению во внутрисетевом чате.

Помните о том, что все эти действия лишь на минимальном уровне могут защитить Ваше чадо. Для более тщательного контроля следует установить ряд дополнительных программ, а также не забывать об альтернативных развлечениях с ребенком, поучительных беседах, прогулках на свежем воздухе и увлекательных занятиях.

 

свернуть

Как выявить агрессивного ребенка?

развернуть

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посиль​ной и своевременной помощи ребенку.

Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда опре​делить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных слу​чаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, ко​торые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.

Критерии агрессивности

(Схема наблюдения за ребенком)

Ребенок:

1.​ Часто теряет контроль над собой.

2.​ Часто спорит, ругается со взрослыми.

3.​ Часто отказывается выполнять правила.

4.​ Часто специально раздражает людей.

5.​ Часто винит других в своих ошибках.

6.​ Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7.​ Часто завистлив, мстителен.

8.​ Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем шесть месяцев в его поведении проявлялись хотя бы четыре из восьми перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество при​знаков агрессивности, необходима помощь специалиста — психолога или врача.

Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребенка в группе дет​ского сада или в классе можно использовать специальную анкету, разра​ботанную для воспитателей (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., 1992).

Критерии агрессивности у ребенка (Анкета)

1.​ Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2.​ Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3.​  Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отпла​тить тем же.

4.​ Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5.​ Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбива​ет, потрошит.

6.​ Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют тер​пение.

7.​ Он не прочь подразнить животных.

8.​ Переспорить его трудно.

9.​ Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10.​ Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шоки​рующее окружающих.

11.​ В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12.​ Часто не по возрасту ворчлив.

13.​ Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14.​ Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15.​ Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16.​ Легко ссорится, вступает в драку.

17.​ Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18.​ У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19.​ Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20.​ Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

21.​ Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отпла​тить тем же.

22.​ Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

23.​ Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбива​ет, потрошит.

24.​ Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют тер​пение.

25.​ Он не прочь подразнить животных.

26.​ Переспорить его трудно.

27.​ Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

28.​ Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шоки​рующее окружающих.

29.​ В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

30.​ Часто не по возрасту ворчлив.

31.​ Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

32.​ Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

33.​ Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

34.​ Легко ссорится, вступает в драку.

35.​ Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

36.​ У него нередки приступы мрачной раздражительности.

37.​ Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

38.​ Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оцени​вается в 1 балл. Высокая агрессивность — 15—20 баллов. Средняя агрессивность —7—14 баллов. Низкая агрессивность — 1—6 баллов.

Мы приводим данные критерии для того, чтобы воспитатель или учи​тель, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смог выработать свою стратегию поведения с ним, помог ему адаптироваться в детском кол​лективе.

КАК ПОМОЧЬ АГРЕССИВНОМУ РЕБЕНКУ

Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение «взрываются» и бушуют? Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступа​ют именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием от​кликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эф​фективным и приятным для обеих сторон.

Этот совет (предоставление выбора способа взаимодействия) особенно актуален, когда речь идет об агрессивных детях. Работа воспитателей и учи​телей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:

1.​ Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым спо​собам выражения гнева.

2.​ Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению вла​деть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3.​ Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.

Работа с гневом

Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровож​дается потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре при​нято считать, что проявление гнева — недостойная реакция. Уже в дет​ском возрасте нам внушают эту мысль взрослые — родители, бабушки, дедушки, педагоги. Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдер​живать эту эмоцию, поскольку таким образом мы можем стать своеобраз​ной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на «подвернувшегося под руку» или на того, кто слабее и не сможет дать отпор. Даже если мы очень постараемся и не поддадимся соблазнительному способу «извержения» гнева, наша «ко​пилка», пополняясь день ото дня новыми негативными эмоциями, в один прекрасный день все же может «лопнуть». Причем не обязательно это за​вершится истерикой и криками. Вырвавшиеся на свободу негативные чувства могут «осесть» внутри нас, что приведет к различным соматичес​ким проблемам: головным болям, желудочным и сердечнососудистым заболеваниям. К. Изард (1999) публикует клинические данные, полу​ченные Холтом, которые свидетельствуют о том, что человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических рас​стройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псо​риаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.

Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразру​шительными способами.

Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограни​чения свободы, то в момент наивысшего «накала страстей» необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не при​ветствуется нами. Причем тут многое зависит от того, в какой форме — вербальной или физической выражает ребенок свой гнев.

Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному». Если ребе​нок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет — сделать подпись под его диктовку. Безусловно, по​добная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зре​ния соперника. Этот метод работы с вербальной агрессией рекомендует В. Окленд ер. В своей книге «Окна в мир ребенка» (М., 1997) она описывает собствен​ный опыт применения такого подхода. После проведения такой работы дети дошкольного возраста (6—7 лет) обычно испытывают облегчение.

Правда, в нашем обществе не приветствуется такое «вольное» обще​ние, тем более употребление бранных слов и выражений детьми в присут​ствии взрослых. Но как показывает практика, не высказав всего, что нако​пилось в душе и на языке, ребенок не успокоится. Скорее всего, он будет выкрикивать оскорбления в лицо своему «врагу», провоцируя его на ответ​ную брань и привлекая все новых и новых «зрителей». В результате конф​ликт двоих детей перерастет в общегрупповой или даже в жестокую драку.

Возможно, не удовлетворенный сложившейся ситуацией ребенок, который боится по тем или иным причинам вступать в открытое проти​водействие, но тем не менее жаждет мести, выберет и другой путь: будет подговаривать сверстников, чтобы те не играли с обидчиком. Такое по​ведение работает, как мина замедленного действия. Неизбежно разгорит​ся групповой конфликт, только он будет дольше «зреть» и охватит боль​шее количество участников. Метод, предложенный В. Оклендер, может помочь избежать многих неприятностей и будет способствовать разре​шению конфликтной ситуации.

Многие взрослые не хотят, чтобы их дети играли с пистоле​тами, ружьями и саблями, даже игрушечными. Некоторые мамы не по​купают сыновьям оружия вовсе, а воспитатели запрещают приносить его в группу. Взрослым кажется, что игры с оружием провоцируют детей на агрессивное поведение, способствуют появлению и проявлению жестоко​сти. Однако ни для кого не секрет, что, даже если у мальчиков нет писто​летов и автоматов, большинство из них все равно будет играть в войну, используя вместо игрушечного оружия линейки, палки, клюшки, теннис​ные ракетки. Образ воина-мужчины, живущий в воображении каждого маль​чишки, невозможен без украшающего его оружия. Поэтому из века в век, из года в год, наши дети (и не всегда это только мальчики) играют в вой​ну. И кто знает, может быть, это и есть безобидный способ выплеснуть свой гнев. Кроме того, всем известно, что именно запретный плод осо​бенно сладок. Настойчиво запрещая игры с оружием, мы тем самым спо​собствуем возбуждению интереса к этому виду игры. Ну а тем родителям, которые все-таки выступают против пистолетов, автоматов, шты​ков, можно посоветовать: пусть попробуют предложить ребенку достой​ную альтернативу. Вдруг получится! Тем более что существует множество способов и работы с гневом, и снятия физического напряжения ребен​ка. Например, игры с песком, водой, глиной.

Из глины можно слепить фигурку своего обидчика (а можно даже нацарапать чем-то острым его имя), разбить, смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить. Причем именно то, что ребенок по собственному желанию может уничтожать и восстанавли​вать свое произведение, и привлекает детей больше всего.

Игра с песком, как и с глиной, тоже очень нравится ребятам. Рассер​дившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизиру​ющую врага, глубоко в песок, попрыгать на этом месте, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью дети часто используют ма​ленькие игрушки из «Киндер-сюрпризов». Причем иногда они сначала помещают фигурку в капсулу и только после этого закапывают.

Закапывая-раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается, возвращается к играм в группе или пригла​шает сверстников поиграть в песок вместе с ним, но уже в другие, со​всем не агрессивные игры. Таким образом, мир восстанавливается.

Небольшие бассейны с водой, размещенные в группе детского сада, — настоящая находка для воспитателя при работе со всеми категориями детей, особенно с агрессивными.

О психотерапевтических свойствах воды написано много хороших книг, и каждый взрослый, вероятно, умеет использовать воду в целях снятия агрессии и излишнего напряжения детей. Вот несколько приме​ров игр с водой, которые придумали сами дети.

1.​ Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде.

2.​ Сдувать из дудочки кораблик.

3.​ Сначала топить, а затем наблюдать, как «выпрыгивает» из воды легкая пластмассовая фигурка.

4.​ Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполнен​ные водой).

Мы рассмотрели первое направление в работе с агрессивными деть​ми, которое условно можно назвать «работа с гневом». Хотелось бы от​метить, что гнев не обязательно приводит к агрессии, но чем чаще ребе​нок или взрослый испытывает чувство гнева, тем выше вероятность проявления различных форм агрессивного поведения.

Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций

Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмо​ций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агресси​вен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оце​нить свое состояние, а тем более состояние окружающих.

Как уже отмечалось выше, эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основ​ных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их от​тенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом слу​чае детям сложно распознать свои и чужие эмоции.

Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний можно использовать разрезные шаблоны, этюды М. И. Чистяковой (1990), упражнения и игры, разработанные Н. Л. Кряжевой (1997), а также боль​шие таблицы и плакаты с изображением различных эмоциональных со​стояний (рис. 3).

В группе или классе, где находится такой плакат, дети обязательно перед началом занятий подойдут к нему и укажут свое состояние, даже если педагог не просит их об этом, так как каждому из них приятно об​ратить внимание взрослого на себя. Можно научить детей проводить обратную процедуру: самим приду​мывать названия эмоциональных состояний, изображенных на плакате. Дети должны указать, в каком настроении находятся забавные человеч​ки. Еще один способ научить ребенка распознавать свое эмоциональное состояние и развить потребность говорить о нем — рисование. Детей можно попросить сделать рисунки на темы: «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я счастлив» и т. д. С этой целью разместите на моль​берте (или просто на большом листе на стене) заранее нарисованные фигурки людей, изображенных в различных ситуациях, но без прорисо​ванных лиц. Тогда ребенок сможет при желании подойти и завершить рисунок.

Для того чтобы дети могли верно оценивать свое состояние, а в нуж​ный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка пони​мать себя, и прежде всего — ощущения своего тела. Сначала можно по​тренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Дети очень чутко воспринима​ют сигналы своего тела и с легкостью описывают их. Например, если ре​бенок злится, он чаще всего определяет свое состояние так: «Сердце колотится, в животе щекотно, в горле кричать хочется, в пальцах на руках как будто иголки колют, щекам горячо, ладошки чешутся и т. д.».

Мы можем научить детей точно оценивать эмоциональное состоя​ние и, значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело. Режиссер фильма «Денис-угроза» Дейв Роджерс много раз на протяже​нии всего действия обращает внимание зрителей на скрытый сигнал, который подает главный герой фильма — шестилетний Денис. Всякий раз, перед тем как мальчишка созорничает, мы видим его беспокойные бегающие пальцы, которые оператор показывает крупным планом. За​тем мы видим «горящие» глаза ребенка, и только после этого следует очередная шалость.

Таким образом, ребенок, если он верно «расшифрует» послание свое​го тела, сам сможет понять: «Мое состояние близко к критическому. Жди бури». А если ребенок к тому же знает несколько приемлемых способов выплескивания гнева, он может успеть принять правильное решение, тем самым предотвратив конфликт.

Конечно, обучение ребенка распознаванию своего эмоционального состояния и управлению им будет успешным лишь в том случае, если оно станет проводиться систематически, изо дня в день, в течение до​вольно длительного времени. Кроме уже описанных способов работы педагог может использовать и другие: проводить беседы с ребенком, рисовать и, конечно же, играть. В разделе «Как играть с агрессивными детьми» описаны игры, рекомен​дуемые в подобных ситуациях, но об одной из них хотелось бы расска​зать подробнее.

Впервые мы познакомились с этой игрой, прочитав книгу К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать» (М., 1998). Она называется «Каму​шек в ботинке». Сначала игра показалась нам довольно сложной для дошкольников, и мы предложили ее учителям I—2-х классов для прове​дения во время внеклассных занятий. Однако, почувствовав интерес ре​бят и серьезное отношение к игре, мы попробовали поиграть в нее в дет​ском саду. Игра понравилась. Причем очень скоро она перешла из разряда игр в разряд ежедневных ритуалов, проведение которых стало совершенно необходимым для успешного течения жизни в группе. В эту игру полезно играть, когда кто-то из детей обижен, сердит, рас​строен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься де​лом, когда назревает конфликт в группе. Каждый участник имеет воз​можность в процессе игры вербализовать, то есть выразить словами, свое состояние, и сообщить о нем окружающим. Это способствует снижению его эмоционального напряжения. Если зачинщиков назревающего конфликта несколько, они смогут услышать о чувствах и переживаниях друг друга, что, возможно, позволит сгладить ситуацию.

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия — это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что, если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ре​бенка чувства эмпатии. Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости Котенка и Тигренка или любых известных детям литературных героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, кото​рая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети пред​лагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ре​бят на две группы, одна из которых говорит от имени Тигренка, другая — от имени Котенка. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какую бы конкретную форму проведения ролевой игры вы ни выбрали, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию дру​гого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение про​блемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установ​лению благоприятного психологического климата в группе. Во время подобных обсуждений можно разыгрывать и другие ситуа​ции, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реаги​ровать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку; что делать, если тебя дразнят; как поступить, если тебя толкнули и ты упал, и др. Целе​устремленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребен​ку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.

Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть определенные ситуации, например: «Как Мальвина по​ссорилась с Буратино». Однако прежде чем показать какую-либо сцен​ку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чувствовал Бурати​но, когда Мальвина посадила его в чулан?», «Что чувствовала Мальви​на, когда ей пришлось наказать Буратино?» и др.

Подобные беседы помогут детям осознать, как важно побыть на мес​те соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе. Научившись сопереживать окружающим людям, агрес​сивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительно​сти, которые доставляют так много неприятностей и самому «агрессо​ру», и тем, кто находится с ним рядом. А как следствие — научится брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других.

Правда, взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных гре​хах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно, конечно, сказать ему: «Ты — негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда ме​шаешь всем детям играть!» Но вряд ли такое заявление снизит эмоцио​нальное напряжение «негодника». Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обо​злится еще больше. В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Напри​мер, вместо «Ты почему не убрал игрушки?» можно сказать: «Я расстра​иваюсь, когда игрушки разбросаны».

Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощу​щениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ре​бенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия. Появляется возможность для конструктивного диалога.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА

Работая с агрессивными детьми, воспитатель или учитель должен прежде всего наладить контакт с семьей. Он может либо сам дать реко​мендации родителям, либо в тактичной форме предложить им обратить​ся за помощью к психологам.

Од​ной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ребенок вдруг будет покладистым и спокойным. Кроме того, родители должны осознавать, какие последствия тех или иных дисциплинарных воздействий на ребенка ожидают их в ближай​шем будущем и тогда, когда ребенок вступит в подростковый возраст. Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе? Полезные рекомендации родителям мы нашли на страницах книги Р. Кэмпбелла «Как справляться с гневом ребенка» (М., 1997). Советуем прочитать эту книгу и педагогам, и родителям. Р. Кэмпбелл выделяет пять способов контроля поведения ребенка: два из них — позитивные, два — негативные и один — нейтральный. К позитивным способам от​носятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, мож​но отвлечь ребенка, взять его за руку и отвести и т. д.).

Модификация поведения — нейтральный способ контроля — предпо​лагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование). Но данная система не должна ис​пользоваться слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду.

Частые наказания и приказы относятся к негативным способам кон​тролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подав​лять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-аг​рессивных черт. Что же такое пассивная агрессия и какие опасности она в себе таит? Это скрытая форма агрессии, ее цель — вывести из себя, расстроить родителей или близких людей, причем ребенок может при​чинять вред не только окружающим, но и себе. Он начнет специально плохо учиться, в отместку родителям надевать те вещи, которые им не нравятся, будет капризничать на улице безо всякой причины. Главное — вывести родителей из равновесия. Чтобы устранить такие формы пове​дения, система поощрений и наказаний должна быть продумана в каж​дой семье. Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воз​действия ни в коем случае не должна унижать достоинство сына или дочери. Наказание должно следовать непосредственно за проступком, а не через день, не через неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.

Существует еще один способ эффективной работы с гневом ребенка, хотя он может быть применен далеко не всегда. Если родители хорошо знают своего сына или дочь, они могут разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребенка уместной шуткой. Неожиданность подобной реакции и доброжелательный тон взрослого помогут ребенку достойно выйти из затруднительной ситуации.

Для родителей, которые недостаточно хорошо понимают, каким об​разом они или их дети могут выражать свой гнев, рекомендуем размес​тить на стенде в классе или в группе следующую наглядную информа​цию (табл. 6).

Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положи​тельным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследова​тельность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что по​может родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.

Терпения вам и удачи, дорогие родители!

Шпаргалка для взрослых, или правила работы с агрессивными детьми

1.​ Быть внимательным к нуждам и потребностям ре​бенка.

2.​ Демонстрировать модель неагрессивного поведе​ния.

3.​ Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

4.​  Наказания не должны унижать ребенка.

5.​ Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6.​ Давать ребенку возможность проявлять гнев не​посредственно после фрустрирующего события.

7.​ Обучать распознаванию собственного эмоцио​нального состояния и состояния окружающих людей.

8.​ Развивать способность к эмпатии.

9.​ Расширять поведенческий репертуар ребенка.

10.​ Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11.​ Учить брать ответственность на себя.

 

свернуть

Обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся. Социальная защита обучающихся

развернуть

ГЛАВА 5. ОБУЧАЮЩИЕСЯ, ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Статья 31.    Основные права обучающихся

  1. Обучающиеся, за исключением обучающихся, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства имеют право на:

1.1. получение образования в соответствии с образовательными программами;

1.2. перевод в другое учреждение образования, другую организацию, реализующую образовательные программы послевузовского образования, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;

1.3. перевод для получения образования по другой специальности (направлению специальности, специализации), в том числе при наличии медицинских противопоказаний к работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалифи­кации, в другой форме получения образования в порядке, устанавли­ваемом Правительством Республики Беларусь;

1.4. восстановление для получения образования в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;

1.5. обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы;

1.6. создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;

1.7. охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

1.8. бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в   государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

1.9. бесплатную коррекцию физических и (или) психических нарушений в государственных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования;

1.10. пользование учебниками и учебными пособиями;

1.11. обеспечение стипендией и другими денежными выплатами;

1.12. обеспечение местом для проживания;

1.13. возмещение расходов по найму жилья в случае необеспечения местом в общежитии;

1.14. кредит на льготных условиях для оплаты первого высшего образования;

1.15. отпуска, каникулы;

1.16. получение платных услуг в сфере образования;

1.17. бесплатное пользование библиотекой, учебной, производ­ственной, научной и культурно-спортивной базой учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования;

1.18. получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования;

1.19. поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;

1.20. участие в управлении учреждением образования;

1.21. участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, симпозиумах, конгрессах, семинарах и других образова­тельных мероприятиях, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности;

1.22. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государ­ственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;

1.23. участие в профессиональных союзах, молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству.

  1. Иные права обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
  2. Права обучающихся, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, устанавливаются настоящим Кодексом и законодательством о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  3. Учащиеся средних школ и профессионально-технических училищ (филиалов государственных средних школ и государственных учреждений профессионально-технического образования), находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, республиканских унитарных производственных предприятий Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства имеют право на:

4.1. получение образования в соответствии с образовательными программами;

4.2. перевод для получения образования по другой специальности (направлению специальности, специализации), в том числе при наличии медицинских противопоказаний к работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации, в другой форме получения образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;

4.3. восстановление для получения образования в учреждении образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;

4.4. обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы;

4.5. создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;

4.6. охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

4.7. получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования;

4.8. каникулы;

4.9. бесплатное пользование библиотекой, учебной, производ­ственной и культурно-спортивной базой учреждения образования;

4.10. пользование учебниками и учебными пособиями;

4.11. участие в спортивно-массовой, общественной, экспери­ментальной деятельности;

4.12. поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, экспериментальной деятельности;

4.13. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, уставом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией.

  1. Для обучающихся по специальностям (направлениям специ­альностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и  подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в  соответствии с законодательством о прохождении соответствующей службы могут устанавливаться особенности их прав.

Статья 32.    Основные обязанности обучающихся

  1. Обучающиеся обязаны:

1.1. добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;

1.2. заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

1.3. выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил проживания в общежитиях;

1.4. уважать честь и достоинство других участников образова­тельного процесса;

1.5. бережно относиться к имуществу учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

  1. Иные обязанности обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
  2. Для обучающихся по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в соответствии с законодательством о прохождении соответствующей службы могут устанавливаться особенности их обязанностей.

Статья 36.    Социальная защита обучающихся

  1. Социальная защита обучающихся – комплекс мер, установ­ленных государством в целях обеспечения получения образования обучающимися, направленных на их материальное обеспечение, предоставление им государственных социальных льгот, прав и гарантий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами.
  2. Финансирование расходов на обеспечение социальной защиты обучающихся осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также иных источников в соответствии с законодательством.

Статья 37.    Принципы социальной защиты обучающихся

Основными принципами социальной защиты обучающихся являются:

гарантированность со стороны государства получения образования, материального обеспечения, государственных социальных льгот, прав и гарантий; адресность.

Статья 38.    Меры социальной защиты обучающихся

  1. Мерами социальной защиты обучающихся являются:

1.1. пользование учебниками и учебными пособиями;

1.2. обеспечение питанием;

1.3. охрана здоровья;

1.4. стипендии и другие денежные выплаты;

1.5. обеспечение одеждой, обувью и другими необходимыми средствами и предметами первой необходимости;

1.6. обеспечение местами для проживания в общежитиях;

1.7. обеспечение местами для проживания в государственных гимназиях-интернатах, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторных школах-интернатах, специальных общеобразовательных школах-интернатах, вспомогательных школах-интернатах, обеспечение питанием в специализированных лицеях, суворовских училищах, кадетских училищах, государственных школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторных школах-интернатах, средних школах — училищах олим­пийского резерва, специальных общеобразовательных школах (специ­альных общеобразовательных школах-интернатах), вспомогательных школах (вспомогательных школах-интернатах), центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

1.8. предоставление кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования;

1.9. транспортное обеспечение;

1.10. поддержка выпускников;

1.11. отпуска.

  1. Законодательством могут быть установлены иные меры социальной защиты обучающихся.

Статья 39.    Пользование учебниками и учебными пособиями

  1. Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися в учреждениях образования может быть платным и бесплатным.
  2. Лица, осваивающие содержание образовательных программ дошкольного, общего среднего образования, на время получения образования обеспечиваются за плату учебниками, учебными пособиями учреждениями образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Размер такой платы и порядок ее взимания устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

Бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями устанавливается для:

учащихся санаторных школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений;

лиц с особенностями психофизического развития;

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов с детства;

лиц, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования и страдающих онкологическими заболеваниями или больных туберкулезом;

обучающихся из семей, которые в соответствии с законодательством получают государственные пособия на детей старше трех лет;

обучающихся из семей, в которых один или оба родителя являются инвалидами I или II группы;

обучающихся, являющихся членами семей лиц, перечисленных в подпунктах 3.2, 3.4 и 3.7 пункта 3, пункте 10 и подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О  государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1336).

Для обучающихся из многодетных семей плата за пользование учебниками и учебными пособиями снижается на 50 процентов от установленной платы за пользование соответствующими учебниками и учебными пособиями.

  1. Лица, осваивающие содержание образовательных программ профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, на время получения образования обеспечиваются учебниками, учебными пособиями учреждениями образования бесплатно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ V. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

ГЛАВА 14. Основания для привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности. Меры дисциплинарного взыскания

Статья 126.   Основания для привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности

  1. Основаниями для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности являются противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) (дисциплинарный проступок), в виде следующих действий (бездействия):

1.1. опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия (занятия);

1.2. нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса;

1.3. несоблюдения в период прохождения практики (производ­ственного обучения) режима рабочего времени, определенного правилами внутреннего трудового распорядка соответствующей организации;

1.4. неисполнения без уважительных причин законного требования педагогического работника;

1.5. оскорбления участников образовательного процесса;

1.6. распространения информации, наносящей вред здоровью обучающихся;

1.7. порчи зданий, сооружений, оборудования или иного имущества учреждения образования;

1.8. несоблюдения (нарушения) требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности;

1.9. распития алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, употребления наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) либо появления в  указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

1.10. курения (потребления) табачных изделий в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность);

1.11. иных противоправных действий (бездействия).

  1. Не признается дисциплинарным проступком деяние, соответствующее критериям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, совершенное обучающимся из числа лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
  2. За совершение обучающимся дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания.

Статья 127.  Возраст, по достижении которого наступает дисциплинарная ответственность

  1. К дисциплинарной ответственности привлекаются обучающийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста четырнадцати лет, а обучающийся из числа лиц с особенностями психофизического развития - семнадцати лет.
  2. К обучающемуся, совершившему дисциплинарный проступок и не достигшему к моменту его совершения возраста, с которого наступает дисциплинарная ответственность, а также к обучающемуся из числа лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, совершившему дисциплинарный проступок, могут применяться меры педагогического воздействия (беседа, обсуждение на педагогическом совете и иные меры педагогического воздействия), не противоречащие законодательству.

Статья 128. Меры дисциплинарного взыскания

  1. За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

1.1. замечание;

1.2. выговор;

1.3. отчисление.

  1. Отчисление как мера дисциплинарной ответственности может быть применено за:

длительное отсутствие (более тридцати дней, а для лиц, осваивающих содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых (за исключением лиц, осваивающих содержание образовательной программы переподготовки руководящих работников и   специалистов, имеющих высшее образование, образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование), более трех дней) без уважительных причин на учебных занятиях (занятиях) в течение учебного года;

систематическое (повторное в течение учебного года) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей обучающимся, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания.

Отчисление как мера дисциплинарного взыскания не применятся к:

обучающемуся, не завершившему освоение содержания образова­тельной программы базового образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, не прошедшему итоговую аттестацию за период получения общего базового образования при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования;

обучающемуся, не достигшему возраста шестнадцати лет.

  1. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной органи­зации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность). При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисципли­нарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося.

ГЛАВА 15. Применение мер дисциплинарного взыскания

Статья 130. Презумпция невиновности обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности

  1. Обучающийся, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена приказом о применении меры дисциплинарного взыскания, изданным руководителем учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).
  2. Обучающийся, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответ­ственности, толкуются в его пользу.

Статья 131. Права обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, законного представителя     несовершеннолетнего обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности

Обучающийся, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, законный представитель несовершеннолетнего обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, имеют право:

знакомиться со всеми материалами, подтверждающими вину обучающегося, снимать с них копии;

давать пояснения и представлять доказательства либо отказаться от дачи пояснений;

быть заслушанными в ходе любого затрагивающего их интересы разбирательства, присутствовать на нем;

получить юридическую помощь в соответствии с законода­тельством;

ознакомиться с приказом о применении меры дисциплинарного взыскания и получить его копию;

обжаловать приказ о применении меры дисциплинарного взыскания.

Статья 132. Порядок применения мер дисциплинарного взыскания

  1. Поводами для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности могут служить сообщения местных исполнительных и распорядительных органов, правоохранительных органов, иных государ­ственных органов и организаций, докладные записки педагогических и иных работников учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной органи­зации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), лиц, осуществляющих охрану помещений учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).
  2. До применения дисциплинарного взыскания руководитель учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) обязан уведомить одного из законных представителей несовершеннолетнего обучающегося о возможности привлечения этого несовершеннолетнего обучающегося к дисципли­нарной ответственности, затребовать у обучающегося объяснение в письменной форме, которое обучающийся вправе представить в течение пяти календарных дней. При отказе обучающегося дать объяснение составляется акт, который подписывается тремя лицами из числа работников учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной органи­зации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) и (или) обучающихся этого же учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), достигших возраста восемнадцати лет.
  3. Отказ обучающегося дать объяснение в письменной форме не препятствует применению к нему меры дисциплинарного взыскания.
  4. За каждый дисциплинарный проступок может быть применена только одна мера дисциплинарного взыскания.
  5. Применение в качестве меры дисциплинарного взыскания отчисления к несовершеннолетнему обучающемуся допускается только после уведомления учреждением образования (иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) соответствующей комиссии по делам несовершеннолетних местного исполнительного и распоряди­тельного органа.
  6. Решение о применении меры дисциплинарного взыскания к  обучающемуся принимается на основании материалов, содержащих фактические доказательства совершения им дисциплинарного проступка.
  7. Руководитель учреждения образования вправе, а по инициативе обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности (закон­ного представителя несовершеннолетнего обучающегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности), обязан лично заслушать объяснения обучающегося, его заявления, жалобы.

 

Статья 133. Сроки применения мер дисциплинарного взыскания

  1. Обучающийся может быть привлечен к дисциплинарной ответственности не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка (день, когда о проступке стало или должно было стать известно педагогическому работнику учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законода­тельством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность)), не считая времени болезни обучающегося, нахождения его на каникулах, в отпуске. Дисциплинарное взыскание к несовершенно­летнему обучающемуся может быть применено не ранее, чем через семь календарных дней после направления уведомления одному из его законных представителей.
  2. Меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся не могут быть применены позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.

Статья 134. Объявление решения о применении меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся

  1. Решение о применении меры дисциплинарного взыскания к   обучающемуся оформляется приказом руководителя учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), в котором должны содержаться сведения об обучающемся, привлекаемом к дисциплинарной ответственности, о совершенном дисциплинарном проступке, форме вины (умысел или неосторожность), доказательства вины, указание меры дисциплинарного взыскания.
  2. Приказ руководителя учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) о    применении меры дисциплинарного взыскания объявляется обучающемуся под роспись в течение трех календарных дней. Обучающийся, не ознакомленный с приказом о применении меры дисциплинарного взыскания, считается не привлекавшимся к дисципли­нарной ответственности. Отказ обучающегося от ознакомления с приказом оформляется актом, который подписывается тремя лицами из числа работников учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) и (или) обучающихся этого же учреждения образования (организации, реализующей образова­тельные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), достигших возраста восемнадцати лет.
  3. В срок, установленный для объявления приказа о применении меры дисциплинарного взыскания, не входит время болезни обучающегося, нахождения его на каникулах, в отпуске.
  4. Учреждение образования (организация, реализующая образова­тельные программы послевузовского образования, иная организация, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) в течение пяти календарных дней со дня привлечения к дисциплинарной ответственности несовершен­нолетнего обучающегося информирует об этом в письменной форме одного из его законных представителей.
  5. Сведения о применении меры дисциплинарного взыскания заносятся в личное дело обучающегося.

Статья 135. Обжалование решения о применении меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся

Решение о применении меры дисциплинарного взыскания к   обучающемуся может быть обжаловано обучающимся (лицом, отчисленным из учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), законным представи­телем несовершеннолетнего обучающегося, законным представителем несовершеннолетнего лица, отчисленного из учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законода­тельством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность)) в вышестоящую организацию или суд в течение одного месяца.

Статья 136. Порядок снятия и погашения мер дисциплинарного взыскания

  1. Обучающийся считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности, если в течение одного года со дня применения к нему меры дисциплинарного взыскания он не будет повторно привлечен к дисциплинарной ответственности. При этом дисциплинарное взыскание погашается автоматически без издания приказа.
  2. Руководитель учреждения образования (организации, реали­зующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), применивший меру дисциплинарного взыскания к обучающемуся, имеет право снять ее досрочно по собственной инициативе или просьбе обучающегося.
  3. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания оформляется приказом руководителя учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).
свернуть