Рекомендации для родителей

Рекомендации для родителей

«Если Ваш ребенок совершил административное правонарушение»

  • Обратитесь к ребенку по факту задержания в форме «я – высказывания» («Я узнала…», «Мне сообщили, что ты был задержан…»). Дайте понять, что такое поведение не прошло незамеченным, опишите его.
  • Выразите свои чувства по этому поводу («Я чувствую, что…», «Я огорчена, обеспокоена…» и т.д.).
  • Укажите на возможные последствия такого поведения, как Вы их видите («Это, на мой взгляд, может привести…»).
  • Выскажите свои мысли по данному поводу («Я думаю, считаю…»; «Мне кажется…»; «По–моему…»; «На мой взгляд…»).
  • Дождитесь обратной связи, дайте опровергнуть или подтвердить Ваши мысли. Будьте готовы к различным реакциям подростка: кричит, молчит, опровергает, обвиняет - работайте с ним!
  • Выставите требования домашней конституции («Я собираюсь предпринять (указать) меры»).
  • Выразите желание, что следовало бы сделать («Я хочу, чтобы ты бросил пить, но решение за тебя принимать не могу»). Таким образом, Вы передаете ответственность за его поведение ему самому.
  • Напомните, что Вы готовы помочь, если он захочет этого («Чем я могу помочь тебе?»).
  • Предоставьте инициативу ему. Помогайте, а не овладевайте всей ситуацией. Выразите свою уверенность в том, что он примет верное решение, непосредственно относящееся к его жизни, сохраняющее ее («Я верю, что в следующий раз ты поступишь по – другому »).
  • Выразите свои чувства по поводу этого разговора, подчеркните важность таких моментов для Вас («Я рада, что мы с тобой поговорили»; «Спасибо, что ты меня выслушал»; «Мне было очень важно (трудно) поговорить с тобой на эту тему»).
  • Не стоит: ругать, обвинять, задавать вопросы «почему?», игнорировать, делать так, чтобы подросток испытывал чувство вины, выяснять причину.

ПОМНИТЕ! ВЫ НЕСЁТЕ ПОЛНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВОСПИТАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СВОИХ ДЕТЕЙ!

Рекомендации педагогам

Обнаружив ребенка с признаками девиантного поведения, желательно поставить перед собой гуманную и благородную цель — помочь детям в преодолении трудностей.

  • Прежде всего, о том, что нужно занять непримиримую позицию и предъявлять категорические требования, вводить активное принуждение выполнить их в случае, когда дело касается важнейших общественных правил поведения или законов. Ребенку любого возраста указываются рамки дозволенного, выход за пределы которых не только осуждается, но и наказывается.
  • Педагог должен устранять не последствия, а причину. Устранение причин, вызывающих неправильное поведение, если только эти причины устранимы и если педагоги и родители смогли разобраться в них, — реальная основа для устранения развивающихся отклонений.
  • Педагог устанавливает непрерывный мониторинг, т. е. систематический надзор за отклонениями в поведении детей с обязательным и своевременным реагированием на возникающие ситуации. Иногда он может «не заменить» проступка, если последний носит чисто случайный характер, или ребенок и сам его довольно мучительно пережил, или, наконец, замечание родителей и учителя угрожает «переполнить чашу» и вызвать добавочные осложнения.
  • Политика «кнута и пряника», т. е. сочетание наказаний с увещеваниями, просьбами, советами. Разъяснение, убеждение, пробуждение чувства долга, раскаяния, стыда сочетаются, если это полезно, с запугиваниями, предостережениями, наказаниями. Не надо бояться и отвергать того, что издавна применялось в нашем национальном воспитании. У каждого народа воспитание прошло свой путь. Гуманизм для нас сегодня — это реальная помощь ребенку. Здесь все средства хороши. В наших национальных традициях — стремление к тому, чтобы раскаяние и стыд, недовольство собой переживались глубже, чем наказание.
  • Известно, что чувства способны притупляться, коль скоро причины, их вызывающие, становятся привычными. Поэтому действия педагога должны восприниматься детьми как справедливые («за дело») и соразмерные совершенному проступку. Наказания должны быть редкими, ощутимыми, разнообразными. Неприятные переживания, связанные с наказаниями, весомее, нежели удовольствие, полученное от совершения дурного поступка. Наказание не должно оскорблять и унижать ребенка, оно не должно носить издевательского или неоправданно жестокого характера.
  • Поощрения не должны восприниматься детьми как обязательные за любой их хороший поступок. Награды не должны быть направлены на воспитание у ребенка повышенной самооценки. Удовлетворение, полученное от хорошего поступка, и память о нем могут переживаться детьми сильнее, чем поощрение за него.
  • Угрозы наказанием должны быть реальными. Мы часто и очень легко сулим нарушителю всяческие угрозы, не имея ни возможности, ни силы, ни желания приводить их в исполнение. Что это воспитывает? Только недоверие и нежелание прислушиваться к нашим словам. Не следует угрожать мерами, заведомо невыполнимыми.

Несколько практических рекомендаций,

которые могут пригодиться каждому педагогу

Взаимодействие с трудными детьми педагогу хорошо бы начать с простой рефлексии: ответить на вопрос «чего я хочу?». Хочу помочь этому ребенку или избавиться от него? Стремление избавиться от ребенка, как правило, не осознается. Учитель считает, что он ругает ребенка, ставит двойки, делает замечания, противопоставляет одноклассникам, чтобы тот стал лучше. А на самом деле он провоцирует ребенка на поступки, которые дадут повод говорить о переводе в спецшколу. «С хорошими детьми я могу работать, а с плохими – не могу». Это такая же недопустимая вещь, как если бы врач заявил: «Какая гадкая травма! Уберите этого больного – я не буду его лечить». Один из самых главных принципов работы с трудными детьми: никогда не действовать по первому импульсу. У нас на каждую ситуацию в запасе один «патрон»: выстрелишь в цель – добьешься успеха, промажешь – ошибку уже не поправить. В этой связи совет: «Если ты не знаешь, что делать, не делай ничего. Оставь эту ситуацию, пока ты ее не обдумаешь».

  • Найдите оправдательный мотив. Очень важно ввести ребенка в социум класса. Здесь надо быть готовым к тому, что рано или поздно у одноклассников возникнет резко негативное отношение к какому-то поступку ребенка: «А вы знаете, он…». В такой ситуации учитель должен найти оправдательный мотив.
  • Научитесь прощать. Трудный ребенок постоянно пребывает в состоянии обороны и поэтому ведет себя агрессивно. Таким детям нужно объяснять, что мир таков, каким он кажется, и если ты воспринимаешь мир как злой, жестокий, он будет поворачиваться к тебе этой стороной. Ребенок говорит «меня все ненавидят», и мы вместе разбираемся, почему у него такое впечатление. Чаще всего выясняется, что все относятся нормально, просто бывают недоразумения и недопонимание. А в таких случаях нужно уметь прощать. Важно научить этих детей прощать мир и еще важнее – научить окружающий мир прощать этих детей.
  • Обезоруживайте спокойствием. Вообще у каждого учителя есть свои способы избегать ненужных конфликтов. По сути, это способ научить ребенка правильному общению с миром. И постепенно, хотя и не скоро, ребенок научится выражать свои мысли спокойно и без агрессии.
  • Договаривайтесь с родителями. Если учитель хочет достичь положительных изменений, начинать разговор с родителями нужно со слов: «У вас хороший ребенок, но у него проблема вот с этим. Давайте подумаем, как ему помочь. Может быть, вы его слишком ругаете? Может быть, он не высыпается?». Это поразительно, но, по статистике, многие родители убеждены: чем больше мы будем его ругать, чем сильнее наказывать, тем лучше будет ребенок. Папам и мамам бывает нелегко объяснить, что ребенка надо любить, уважать и терпеть. Но надо стараться, искать доходчивые аргументы. С одним папой удалось найти общий язык, перейдя на шутливый тон: «Вас приучили к тому, что вы понимаете только когда вас бьют. Вот в следующий раз я вас буду бить и объяснять, что ребенка бить не надо».
  • Не усложняйте ситуацию. Есть простые психологические приемы. Когда ученик стоит, с ним не стоит общаться сидя. Можно разговаривать стоя, но лучше предложить ученику сесть. В противном случае получается, что на сознательном уровне восприятия учитель пользуется своей начальственной привилегией. А на подсознательном уровне ученик психологически занимает доминирующую позицию – сверху вниз. Слова, звучащие снизу, не воспринимаются как что-то весомое. Для доверительной беседы лучше, чтобы лицо ребенка было на уровне лица взрослого. Если же нужно «наехать» на ребенка (такое тоже бывает), надо постараться сесть так, чтобы его лицо было чуть ниже. Очень полезно записывать уроки и внеурочное общение с детьми на диктофон, особенно если в классе возникла проблема или предстоит жесткий разговор с учеником.

Рекомендации для несовершеннолетнего

  • Научитесь высказывать свои мысли и чувства вслух, открыто говорить обо всем, что не нравится. 
  • Будьте активны в жизни класса, школы, решительны, проявляйте инициативу.
  • Вы личность и все люди вокруг тоже личности. Они имеют право на собственное мнение, и оно может быть правильным, даже, если не совпадает с вашим. Признайте уникальность каждого человека.
  • Научитесь слушать и слышать.
  • Помните, что не всегда другие люди могут говорить только чушь. Они могут в чем-то разбираться лучше вас и могут помочь советом.
  • Не бойтесь чего-то не знать. Если вы чего-то не знаете, спросите. Это не значит, что вы глупый, это значит, что вам интересно мнение другого человека.
  • Научитесь разговаривать с людьми, доверять им, с уважением относитесь к их мнению. Анализируйте ситуацию.
  • Анализируйте свои поступки, желания, стремления. Научитесь понимать себя.
  • Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет ответную реакцию.
  • Больше времени уделяйте подготовке домашних заданий, проявляйте интерес к учебе, больше читайте литературы соответствующей возрасту.
  • Занимайтесь спортом, ведите здоровый образ жизни.
  • Больше общайтесь с энергичными, позитивными, уверенными в себе людьми. Окружение не должно подавлять человека, его мысли и идеи.
  • Составьте список своих достижений. Это не обязательно должно быть что-то глобальное. Начало регулярного посещения спортзала или изучения иностранного языка, получение водительских прав и т.д. — все это может входить в список.