Компьютерная зависимость. Как не стать жертвой!

Скачать руководство для родителей по обеспечению медиабезопасности 
  • Мы хотим, чтобы каждая семья была современной и шла в ногу со временем.
  • Мы хотим, чтобы и взрослые и дети чтили сетевой этикет и общались на равных.
  • Мы хотим, чтобы все родители знали, как вытащить детей из виртуальных бед.
  • Мы хотим, чтобы дети были полноценными участниками информационного общества, а не марионетками.

ВСЁ О КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

По каким причинам ребенок уходит в виртуальную реальность? Какие признаки компьютерной зависимости? Когда родителям, близким стоит насторожиться и принять соответственные меры? Как происходит формирование компьютерной зависимости?
развернуть

 

По каким причинам ребенок уходит в виртуальную реальность?

 

  1. Жажда приключений, которые ребенок может получить в различных компьютерных играх.
  2. Детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители не интересуются успехами в школе, чувствами и переживаниями ребенка, они не знают, чем живет их ребенок и что он хочет. Они просто купили ему компьютер, считая, что таким образом выполнили свой родительский долг. И ребенок имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе.
  3. Постоянные ссоры между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение. Развод родителей.
  4. Физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников. Недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками или просто значимыми людьми является еще одной немаловажной причиной.
  5. Заниженная или завышенная самооценка.

Дети не всегда могут сами разобраться в сложных ситуациях. И если рядом нет взрослого, которому можно довериться, ребенок уходит в свой мир со всеми своими проблемами. И выбирает он для себя то, что может его отвлечь от сложной реальности.

Если ребенка не устраивает его семья, а именно отношение родителей к нему или их образ жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем), то в таких случаях у ребенка возникает чувство отчуждения к собственной семье, в результате чего виртуальный мир поглощает ребенка с головой.

Если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания за провинности или непосильные домашние нагрузки, то для ребенка самым лучшим вариантом, чтобы не видеть это насилие, становится виртуальный мир. В этой новой реальности его никто не будет обижать, и он сам всегда сможет постоять за себя. Здесь он становится сильным и непобедимым. Количество его «жизней» ничем не ограничено, и, если что-то пойдет не по его желанию, он всегда может начать игру с начала.

В итоге нужно сказать, что все эти причины приводят к уходу ребенка от проблем повседневной жизни в новую, неизведанную и манящую реальность. Зачастую, когда дети погружаются в виртуальный мир, они не могут ему сопротивляться. Подростки и дети еще не имеют зрелых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психическая система страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний. У детей при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим питания, они теряют чувство времени и могут не спать сутками.

Многие родители придерживаются того мнения, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией. Таким образом, ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютерным играм. Поэтому сегодня компьютер стал неотъемлемой частью жизни даже самых маленьких детей.

Полностью трансформируется режим дня и ночи — близкие и родители отмечают непонятные телодвижения и вскрики, беспокойный сон после игр. В данном случае ребенок потерял контроль над виртуальной реальностью, и теперь она контролирует его. В этом и заключается суть игровой зависимости: компьютер начинает управлять самим человеком. Навыки общения с другими людьми, эмоциональная сфера маленького человека формируются прежде всего при общении с родителями и сверстниками, чтении сказок, при взаимодействии с непосредственно окружающей средой. Каждый знает, что виртуальная реальность не дает истинного представления об окружающем и создает представление о реальности виртуального мира и абсолютной ненужности естественного, повседневного. Это происходит, если ребенка «отдают на воспитание» компьютеру.

Ритм нашей современной жизни, необходимость обеспечить семье приемлемый уровень существования и пропитания заставляют работать всех членов семьи (естественно, способных на это по состоянию здоровья). Отсюда и возникает следующая закономерность: по возвращении с занятий «брошенного отпрыска» ожидает в квартире лишь его преданный товарищ — компьютер. А когда мамы и папы, кроме того, еще и совершенно не интересуются машиной, не любопытствуют, что именно делает ребенок за компьютером, то процесс полностью выходит из-под контроля. Поэтому ребята просиживают у компьютера все время, пока родители на работе, обмениваются дисками с друзьями, одноклассниками, скачивают музыку, картинки, заставки для мобильных телефонов и списывают из Интернета заданные домашние работы, доклады. Если вдруг вы посчитаете, что вам не помешало бы совместно посетить театральную премьеру либо увидеть какую-то новинку кино, просто прогуляться по городу, покататься на роликах, вы слышите одно: «Нет! Нет! Нет!»

 

 

Признаки компьютерной зависимости

 

Данные исследования проводили зарубежные психологи М. Шоттон, Ш. Текл и К. Янг. Рассмотрим эти признаки:

 

  • когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, подросток выражает яркое нежелание делать это;
  • если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;
  • ребенок не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;
  • ребенок расходует очень много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;
  • подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;
  • сбивается полностью график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;
  • чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;
  • прием пищи происходит без отрыва от компьютера;
  • когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;
  • происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;
  • ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером; он предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.

Также со временем у растущего организма появляются нарушения в функционировании системы пищеварения и болевые ощущения в области позвоночника, лопаток и запястий рук, а регулярное раздражение глазных яблок способствует появлению головных болей и проблем со зрением.

 

 

 

Родителям, близким стоит насторожиться и принять соответственные меры, если их ребенок:

 

  • начинает пить и есть, учить урок, не отходя от компьютера;

 

  • начал проводить ночи у компьютера;

 

  • начал прогуливать школу для того, чтобы посидеть за компьютером;

 

  • как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру;

 

  • забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);

 

  • находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;

 

  • угрожает, шантажирует, если ему запрещают играть на компьютере.

 

 

 

Формирование компьютерной зависимости.

 

  1. Стадия устойчивого интереса:

После того как ребенок впервые поиграл в компьютерную игру, ему начинает нравиться сюжет этой игры, он соотносит себя с главным героем, ему нравятся графика, картинки и музыка. Ребенок начинает сравнивать мир реальный и виртуальный и отдает предпочтение последнему. Компьютерная реальность позволяет детям осуществить свои мечты. Один мечтал быть сильным, чтобы все его боялись, в игре он избивает, грабит или убивает других людей. В реальном мире он давно бы был пойман милицией и посажен в тюрьму. Но нет, здесь, в игре, ему все сошло с рук: он скрылся от преследования полиции и может спокойно продолжать свою грабительскую деятельность.

Другой всегда мечтал поучаствовать в гонках, купить себе иностранную гоночную машину, и игра дает ему такую возможность, теперь все в его руках. Ребенок получает удовольствие, играя в компьютерную игру, здесь он находит положительные эмоции. Многими исследованиями доказано, что человек стремится постоянно получать положительные эмоции, он готов постоянно повторять действия, которые доставляют ему удовольствие. Таким образом, стремление к игре за компьютером постепенно начинает приобретать целенаправленный характер, но ребенок и даже подросток, к сожалению, этого не осознает.

 

Однако эта стадия имеет свою специфику: игра в компьютер носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая потребность в игре здесь пока не сформирована, процесс игры не является значимой ценностью для человека.

 

  1. Стадия увлеченности.

Установлено, что так называемым побочным эффектом компьютерных игр является чрезмерная вовлеченность. При этом происходит нарастание агрессивности, особенно это выражено у детей более младшего возраста. Повышенный уровень тревожности возникает в отсутствие возможности реализовать игровое пристрастие.

Для перехода на эту стадию необходимо появление у ребенка новой потребности — потребности играть в компьютерные игры. Стремление к игре на данной стадии есть мотивация, которая опосредована потребностями бегства от реальности и принятия роли. Как раз здесь игра принимает систематический характер. Если ребенок не может удовлетворить данную потребность по каким-либо причинам, он прибегает к различным активным действиям, чтобы добиться своего.

 

  1. Стадия зависимости.

Здесь уже происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере ребенка. Происходит изменение самосознания и самооценки. Игра полностью вытесняет реальный мир.

 

  1. Стадия привязанности.

Это последняя, завершающая стадия в компьютерной зависимости. Она характеризуется угасанием игровой активности человека, смещением психологической составляющей индивида в сторону выздоровления. Здесь ребенок держит дистанцию с компьютером, однако полностью оторваться от уже сформировавшейся и укоренившейся потребности в виртуальной реальности он не в силах. Данный период протекает достаточно долго, иногда даже всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. Следует отметить, что возможен новый всплеск игровой активности вследствие появления новых игр, которые могут заинтересовать подростка. После того как игра им постигается, происходит возвращение тяги на исходный уровень.

 

22 наиболее часто встречающихся состояния

при работе на компьютере:

 

  • азарт;
  • сосредоточенность;
  • восторг или восхищение;
  • злость;
  • заинтересованность;
  • страх или испуг;
  • любопытство или любознательность;
  • волнение или беспокойство;
  • неуверенность;
  • неудовлетворенность или недовольство;
  • облегчение;
  • огорчение;
  • равнодушие или безразличие;
  • радость;
  • раздражение или досада;
  • разочарование;
  • растерянность или замешательство;
  • решительность;
  • спокойствие или невозмутимость;
  • удивление;
  • удовлетворение или удовольствие;
  • хорошее настроение.

 

Полученные экспериментально данные показали, что некоторые из этих состояний оказались отчетливо связанными с возрастом исследуемых лиц и временем работы на компьютере. Для подростков и юношей характерно преобладание радости, азарта и заинтересованности. Для молодежи дополнительно отмечено появление сосредоточенности, волнения и беспокойства. В более зрелом возрасте довольно часто встречались неуверенность, растерянность и страх.

 

 

Предпосылки возникновения одиночества в киберпространстве:

 

  1. Идентификация.

Подростки пытаются определить свое место в окружающем их мире. Они задают себе «общемировые» вопросы: кто я? Зачем я живу? Ответ на эти вопросы они находят в киберпространстве.

  1. Интимность и принадлежность.

Взрослея, подросток знакомится с различными аспектами интимных отношений с лицами противоположного пола. Он ищет друзей и компанию для того, чтобы ощущать себя частью группы. Киберпространство помогает ему найти огромное количество людей и групп по интересам и другим принадлежностям.

  1. Сепарация от родителей и семьи.

Подростковый возраст — это то время, когда ребенок часто желает отделиться от родителей, для того чтобы самому выстраивать отношения с людьми. Он хочет быть независимым и делать то, чего хочет сам. Интернет предоставляет ему для этого уникальную возможность. Если есть желание знакомиться с новыми людьми, но при этом оставаться дома, то Интернет позволяет это делать одновременно.

  1. Избавление от фрустрации.

Подростковый возраст является сложным периодом жизни, который проходит под давлением школы, семьи и друзей. Часто подросток не справляется со своими переживаниями, особенно тогда, когда они усилены гормональной перестройкой организма. Ему необходимо освободится от фрустрации, а он может осуществить это в анонимном, не несущем никаких последствий киберпространстве.

  1. Популярность компьютера

Существует множество интересных компьютерных обучающих программ. Эти программы активно помогают детям развивать память, мышление, быстроту реакции. Их можно, даже надо использовать, но все должно быть в меру. У некоторых «настоящих» родителей, наоборот, отрицательное отношение к компьютеру: «Если купить ребенку компьютер, он может стать необщительным». Не надо путать причину и следствие! Компьютер сам по себе на общительность не воздействует: но если у ребенка первопричинно были трудности в общении с ровесниками, то, естественно, с компьютером «общаться» ему будет приятнее. С ним он станет проводить больше времени. Поэтому, если родителей сильно волнует необщительность их ребенка, следует приглядеться к его проблемам, а не ставить в вину компьютер. В век информационных технологий нашим детям с компьютерами придется существовать и взаимодействовать. Отсюда чем раньше ребенок освоит его, тем лучше. Но если вы опасаетесь, что ребенок «подвергнется тлетворному влиянию нехороших программ», то лучше приобрести компьютер и собственноручно выбирать игры для ребенка.

Сегодня масса обучающих программ соответствует главному правилу успешной учебы: чтобы хорошо учиться, учиться надо весело! Вы можете начать пользоваться такими программами вместе с ребенком, это будет являться поводом для вашего дополнительного контакта. В наше время не учить ребенка обращаться с компьютером является тем же самым, что и не отдавать его в школу. Но требования работы за компьютером необходимо соблюдать. Ограничение времени за работой на компьютере в каждом возрасте разное. Следите, чтобы не было перенапряжения глаз, чтобы была правильная осанка. Болезнь лучше предотвратить, чем потом ее лечить.

 

Рассмотрим виды конфликтов между взрослым и ребенком.

  1. Конфликт неподчинения.

Ребенок отказывается выполнять те или иные требования, причем совсем недавно они не вызывали такой реакции. Отказ обычно высказывается словесно или показывается действиями, что связано с желанием отстоять свое мнение любыми путями.

 

  1. Конфликт единства.

Ребенок поступает так, как принято в среде сверстников или друзей. Сам бы он так себя не вел, если бы не страх выглядеть слабым или маменькиным сынком.

 

  1. Конфликт нелюбви.

Он случается обычно тогда, когда к одному из родителей ребенок относится без уважения. Причины этому могут быть разные: алкоголизм в семье, супружеские измены между родителями, т. е. все то, что является для ребенка важным. В результате ребенок устраивает специально такие ситуации, что взрослый теряет терпение.

 

  1. Конфликты в школе ученика с учителем часто является причиной ухода ребенка в себя.

Это может быть жесткое или слишком лояльное отношение преподавателя к ученикам.

 

 

 

Компьютерное моделирование реальности

 

Доказано, что компьютерная зависимость является одной из форм ухода человека от реальности, которая может травмировать из-за сложных отношений между людьми. Такая реальность приводит к конфликтам, разочарованиям, болезненным проявлениям и горьким потерям. Именно поэтому подростку, который еще не научился выстраивать отношения в обществе, кажется, что виртуальный мир и игры — идеальный для него выход. Именно в работе на компьютере он может реализовать свой потенциал, при этом он ничем не рискует. Он знакомится в Сети, придает своему имиджу те черты, которые в реальной жизни у него отсутствуют. В этом мире он говорит о том, о чем в реальной жизни запрещено или не принято. Создается иллюзия всемогущества, которая может вскружить голову не только ребенку, но и взрослому.

Для того чтобы у подростка пропал интерес к компьютерным клубам, необходимо сначала разобраться в том, что могло послужить причиной его ухода из реальной жизни. Что он мог найти в том мире такого, что не смог найти в реальности? Ведь любой человек, осознанно или нет, чем-то занимается для удовлетворения потребностей.

 

  1. Личное пространство ребенка

Для подростка всегда являлось важным иметь свое личное пространство. Это желание он подчеркивает увлечением музыкой, лишним украшением своего тела (пирсингом), татуировками, компьютерами и многим другим. Он создает свой мир, а стиль жизни своих родителей не признает. Выделяясь, он тем самым заявляет всем о своей индивидуальности. То, что родители проявляли свою заботу, он считает детством, а сейчас он уже взрослый. У него есть свой взгляд на жизнь.

 

  1. Потребность в самоутверждении, чувстве собственной значимости является главным. Но показывать всем свою силу в спортзале уже немодно. Сегодня компьютерные игры с неограниченным количеством игроков дают статус, призы и авторитет.

 

  1. Потребность в доверии. Если ребенок считает, что его предавали и обманывали, то в выборе компьютерных отношений он страхует себя от отрицательных эмоций. Ведь подросток пытается устранить свою внутреннюю пустоту или разрешить конфликт. Если у ребенка наблюдается зависимость от компьютера, то восстановить доверие между ним и родителями будет сложно. Но если родители смогут найти причину этой зависимости, то все можно исправить. Не следует сразу запрещать походы в компьютерный клуб, так как эффекта от такого запрета не будет. Наивно предполагать, что, выслушав родительские советы, подросток вместо клуба пойдет в музей или библиотеку.

 

 

 

Общие рекомендации родителям для профилактики компьютерной зависимости подростков:

  1. Для начала организуйте ребенку его личное пространство, где ему будет комфортно.
  2. Научитесь уважать интересы своего ребенка.
  3. Позвольте общаться ему с друзьями в вашем доме, в его комнате. Не оскорбляйте своего ребенка и его круг общения.
  4. Будьте другом и помощником своему ребенку. Позиция «Я — старший, поэтому делай так, как тебе говорят» никогда не приведет к доверительным отношениям.
  5. Полюбите то, что любит он, что ему очень дорого. Конфликт навязывания стиля жизни разрешится, если позволяется иметь свой собственный мир.
  6. Разговаривайте со своим ребенком, как с взрослым человеком. Слушайте его внимательно, рассуждайте вместе с ним.
  7. Не запрещайте компьютерные игры, а сделайте жизнь ребёнка насыщенной и интересной. Всем давно известно, что запретный плод всегда сладок. Чем больше запретов, тем больше интерес к этим запретам у подростка. В этом возрасте дети чаще идут наперекор своим близким. Случается в семьях, что родители лишают ребенка чего-то значимого для него (игры на компьютере, например), не дав взамен ничего привлекательного. Вы можете узнать, что его может заинтересовать, тем самым разрешить этот конфликт.
  8. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.
  9. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.
  10. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.
  11.  Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком: «Сначала сделаешь что-то (уроки, выполнишь домашние обязанности), только потом можешь поиграть».

 

Современные семьи все больше времени проводят на работе, а дом является тем местом, где можно поесть, поспать, накормить сына или дочь, мимолетно справиться о его (ее) успехах. Главное — заработать больше средств, чтоб никто и ни в чем не нуждался. В таком случае у ребенка складывается впечатление, что его родители скучны, а его жизнь им неинтересна. Скрытый конфликт — дорога к появлению игровой зависимости. Придумайте общее семейное занятие. Это одна из форм профилактики любой зависимости. Ведь близкие и честные отношения в семье, интерес друг к другу без дежурных фраз, никогда не приведут вашего ребенка к зависимости от чего-либо. Если ваш ребенок слишком много проводит времени в компьютерном клубе, то у вас может быть реакция: «Снова отправишься в клуб — можешь назад не приходить!», «Не получишь ни копейки, я не намерен работать на твой клуб!», «Почему тебя туда тянет — там же одни неудачники!». Такого рода выводы обязательно приведут к конфликту. Можно выразиться по-другому: «Понимаем, что пока у тебя нет своего компьютера, а тебе очень хочется поиграть. Давай условимся: чтобы нам не принимать корвалол, ты вернешься в 22.00. Но если возникнет непредвиденная ситуация, позвони и предупреди». Другой вариант: «Каюсь, мы не рокфеллеры, и мне жаль денег на игры в клубе. Давай вместе найдем выход. Давай сообразим, как сэкономить, чтобы приобрести твой персональный компьютер?» Если ребенок проводит слишком много времени за компьютером дома, то реакция родителей также может выглядеть так: «Лучше бы уроки учил, чем глупостями заниматься». Или: «Я продам компьютер! Ты перестал походить на человека!» Измените ваши фразы, постройте отношения по-другому: «Покажи мне, как пользоваться этой программой (играть в эту игру, и т. п.)», либо «Я хочу тоже знать то, что интересно тебе. Научишь?».

Если использовать эти несложные советы хотя бы частично, то со временем ребенок поймет, что родители желают ему только хорошего и являются его друзьями. Многие дети уверены в том, что родители создают им проблемы специально. Такие дети постепенно начинают думать о себе плохо, в результате низкой самооценки они могут стать проблемными детьми, с которыми сложно строить отношения, которые плохо успевают в школе, имеют трудности в общении со сверстниками.

 

    Чем больше у ребенка психологических барьеров в повседневной, реальной жизни, тем быстрее и глубже он погрузится в виртуальную атмосферу.

 

Дети с хрупкой психикой стремятся уйти в мир фантазий и игры. Чтение книг и творчество требуют усилий. А в компьютерных играх все просто, создается впечатление собственного могущества. Ребенок сидит перед экраном компьютера, погружается в виртуальный мир, где он сам принимает решение, кого убить, кого помиловать, и делает это простым нажатием кнопки. А в действительности он не может совсем ничего: ни дать сдачи обидчику, ни залезть на дерево, ни стать лидером в соревновании. Но ему это и не нужно! Существует более простой способ стать героем. В результате дети растут физически слабыми, со страхом перед реальной жизнью. Завышенные притязания, низкий уровень силы воли — в реальности нет желания добиваться желаемого. При малейшей трудности у них опускаются руки, нет привычки доводить начатое до конца. Именно эти причины приводят к низкой успеваемости в школе, дети не любят читать, не проявляют интереса к творчеству. Несоответствие завышенных притязаний ребенка его реальным возможностям приводят в душе к внутреннему конфликту. Компьютер помогает уйти от неприятной реальности. Беда только в том, что компьютерный мир становится для них реальностью.

 

Есть вероятность, что если ребенок не стал зависимым от компьютера, то эта машина при неправильном ее использовании разрушительно действует на весь организм в целом. Зрение ухудшается в первую очередь. Может развиться компьютерный зрительный синдром (красные глаза с ощущением в них песка). Долгое виртуальное общение не дает нормальных навыков живого общения. Если у ребенка проблемы с сердечно-сосудистой системой, то игры типа «стрелялок» и «догонялок» могут привести к повышению артериального давления. Специалисты уже заметили, что световые вспышки на компьютерном экране возбуждают импульсы в коре головного мозга. В конечном счете у детей, постоянно играющих в компьютерные игры, появляются судороги.

 

Примером тому служит скандал в Японии. Он связан с тем, что компьютерная графика в анимационном фильме стала первопричиной развития у маленьких японцев массовые эпилептических припадков!

 

Общие рекомендации родителям для профилактики компьютерной зависимости у детей:

 

  1. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно сохранять эти рамки. Количество времени нужно выбирать исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, не стоит мешать ребенку познавать мир постепенно и без вмешательства искусственного интеллекта. А уже начиная с 5 до 7 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером, но желательно не более 2 ч в день и не подряд, а по 15–20 мин. с перерывами. При этом надо объяснить ребенку, что реальная жизнь и герои компьютерных игр — две разные вещи, не совместимые между собой. С 7 лет ребенок может самостоятельно отличить виртуальный образ игры от реального. После 12 лет наступает наименее тревожный период, так как ребенок может различать образы различных реальностей. Но это всего лишь усредненные данные, всегда нужно исходить из конкретных личностных и индивидуальных особенностей детей в том или ином возрасте.

 

  1. Нужно больше времени общаться с ребенком, развивать в нем гармоничную эмоциональную сферу, посещать различные мероприятия, чтобы ребенок научился общению с различными людьми.

 

  1. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.

 

  1. Необходимо привить ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям. Пусть он двигается и испытывает радость от этого. Ведь когда ребенок сидит за компьютером, все его физические нагрузки заключаются лишь в движении мышкой по столу.

 

  1. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками и друзьями.

 

  1. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.

 

  1. Нужно показывать ребенку личный положительный пример.

 

Выводы: Чем чревата неадекватная тяга ребенка или подростка к компьютерным играм?

 

  1. Возможна сильная зависимость ребенка от компьютера. Ребенок начинает вести себя как настоящий наркоман: постоянно ищет время, чтобы играть, тратит все карманные деньги, чтобы купить новые игры, может даже украсть деньги, если закончились свои; говорит только о компьютерных играх, прогуливает школу, чтобы поиграть.

 

  1. Компьютерные игры оказывают самое неблагоприятное воздействие на развитие психики ребенка. Он становится эмоционально неуравновешенным, напряженным, агрессивным, испытывает чувство тревоги, выглядит подавленным и озабоченным. У зависимых от игры детей часто нарушается сон, зачастую им снятся кошмарные сновидения. Такое зависимое «общение» с компьютером делает ребенка замкнутым, неразговорчивым, он не может сосредоточиться ни на каком виде деятельности, может забросить учебу.

 

  1. Компьютерная зависимость сказывается и на физическом состоянии ребенка. Он перестает уделять должное внимание спорту и различным физическим нагрузкам, портит свое зрение, так как постоянно находится перед экраном компьютера. Родителям очень важно вовремя осознать, что их ребенок попал в зависимость от компьютера.

 

Во всех организациях, создающих игры, работают психологи и придумывают все новые и новые игры с различными героями, правилами, целями и результатами. Яркий тому пример — игра, родившаяся после недавно прошедшего чемпионата мира по футболу в Германии. В финальном матче на звание чемпиона мира по футболу встречались две команды — Франции и Италии. В финале матча итальянский футболист Матерацци словесно оскорбил капитана сборной Франции Зидана. И француз ударил итальянца головой в грудь, в результате чего Зидан получил красную карточку и на последних минутах матча был удален с поля, а итальянцы получили «Золотой кубок». Производители компьютерных игр незамедлительно, буквально на следующий день предложили компьютерную игру, с персонажами, очень похожими на Зидана и Матерацци, суть которой заключалась в как можно большем количестве ударов головой в грудь. Не успел отгреметь на экранах страны фильм «Пираты Карибского моря» с Джонни Деппом в главной роли, как появилась игра — «Пираты Карибского моря: сундук мертвеца».

Во многих странах компьютерные и интернет-игры нередко становятся причиной разводов. Американцы приводят следующую статистику: в 68 % случаев разводов из-за компьютера причиной послужил тот факт, что супруг или супруга играют в эротические игры или нашли виртуального любовника (на любовном, эротическом или порносайтах в Интернете).

 

Снимается ли стресс компьютерной игрой:

Каждый человек хотя бы раз в жизни чувствовал опустошенность и тяжесть под ложечкой, когда совершал публичное выступление, либо агрессию при приближающейся экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для личности человека, его физического здоровья.

 

Частые стрессы могут служить причиной развития язвенной болезни, гипертонической болезни, импотенции, инфарктов. Длительный стресс может стать первопричиной жизненной катастрофы и даже самоубийства. Стрессы отличаются лишь силой воздействия стрессорного фактора. Конечно, ведь не купить себе столь любимую шоколадку или мороженое тоже стресс, но он не сравнится со стрессом, получаемым при увольнении с работы или расставании с любимым человеком.

  1. Эустресс — так называемый положительный стресс, приносящий хороший эффект и активизирующий организм в лучшую сторону. При эвстрессе возникает работа мыслительных процессов и функций самосознания, распознавания реальности, памяти. Примером может служить приближение сессии для студента, который, допустим, за неделю до экзамена мобилизует все свои силы, умственные способности, чтобы осмыслить и понять материал, чтобы «погрызть гранит науки, не обломав при этом зубы». В результате обостряются все процессы, обновляется память, это же, конечно, полезно для организма и не несет за собой никаких отрицательных последствий, а, наоборот, только положительные. Получив его, допустим, на работе и придя домой вечером, вы забываете о нем, и все, что случилось, уже не воспринимается как что-то ужасное. Обычно человек обращается к компьютерной игре при получении большого количества именно эустресса.
  2. Дистресс характеризуется выраженными негативными эмоциями и оказывает отрицательное влияние на организм и общее здоровье человека. Дистресс, который мы получили на работе, остается еще на долгое время, напоминая о себе плохим настроением и самочувствием. Его невозможно компенсировать, играя в компьютерную игру, потому что плохое настроение и недомогание не позволяет вам насладиться этим занятием и неудачи будут вас преследовать и в виртуале, еще более усугубляя ваше состояние. Чтобы избавиться от последствий дистресса, необходима помощь профессионала или другие методы релаксации, но никак не компьютер.
  3. Синдром компьютерного стресса.

В результате проведенных исследований за пользователями оказалось, что любители снять стресс постоянно его испытывают в процессе пользования ПК, у них постепенно истощается количество адреналина в крови, уменьшается количество лимфоцитов, ответственных за иммунитет человека. 

В результате чего развивается синдром компьютерного стресса. В основном начинается все с сонливости, непроходящей усталости, головных болей после работы, болей в нижней части спины, в ногах, чувства покалывания, онемения, болей в руках, напряженности мышц верхней части туловища. Так как при работе с компьютером постоянно напрягаются глаза, то вскоре появляются чувство острой боли, жжение, зуд, слезотечение, вследствие этого нарушается и восприятие, проявляется неясность зрения, которая увеличивается в течение дня; возникает двойное зрение. Понемногу начинает снижаться работоспособность человека, ухудшается сосредоточенность и активность: сосредоточенность достигается с трудом, появляется раздражительность при исполнении своих профессиональных обязанностей. По окончании рабочего дня у человека могут наблюдаться ошибки при печатании текста и работе с файлами, ошибки в процессе игры, рассеянность. Итак, запомните ниже перечисленные симптомы: головная боль и боль в глазах, головокружение, нарушение ночного сна, сонливость в течение дня, изменение настроения, повышенная раздражительность, депрессия, снижение интеллектуальных способностей, ухудшение памяти, выпадение волос, боль в мышцах, боль в области сердца, неровное сердцебиение, снижение половой активности. Поэтому стоит подумать о том, что если постоянно расслабляться за компьютером, то по-другому расслабиться вы уже вскоре не сможете. Так вот, если у вас появились эти симптомы (не все, конечно, но один-два), то это уже говорит о том, что пора «сменить имидж».

 

Замкнутый круг стресса:

Вы знаете, что, оказывается, только 10 % пользователей Интернета приходят туда за определенной информацией, а остальные 90 % проводят время в праздном шатании по сайтам, чатам, сетевым играм. Ученые также выяснили, что поведение человека после того, как он расслабился, поиграв в компьютерную игру, различно и зависит от множества факторов. И если один встанет из-за стола умиротворенным и довольным жизнью и, в частности, собой, то второй будет угрюм, агрессивен, будет испытывать неудовлетворенность. Согласитесь, во многом состояние человека зависит от тех результатов компьютерной игры, которые смог достичь человек.

Опять замкнутый круг: пришел снять стресс, а получил его вдвойне. А теперь представим себе следующую картину: практически вся игровая продукция, в частности компьютерные игры, по своим игровым характеристикам очень жестоки. Откровенные сцены насилия, разбросанные по всему экрану части тел, огромные арсеналы оружия, реального и несуществующего на самом деле, но очень зрелищно выглядящего. Общий девиз этих игр «Делай что хочешь, с кем хочешь и как хочешь».

 

Конечно если начальник или преподаватель в течение рабочего дня успели испортить настроение, то человек (особенно подросток) стремится снять накопившийся стресс игрой на компьютере, при этом человек выбирает те игры, в которых присутствует элемент насилия и убийства. В процессе игры игрок может делать со своими противниками все, что ему захочется: убивать противников, мстить разными методами своим врагам и т. д. Люди со слабой психикой часто переносят свои виртуальные действия в реальность во всех подробностях.

 

    Самый простой и распространенный вариант: усталый, голодный, сердитый и злой человек возвращается с работы домой. На работе или в учебном заведении он получил нагоняй от начальства или преподавателя, потолкался в переполненном автобусе, постоял в очереди, не успел сделать что-то важное и т. д. И, придя домой, вкусно и сытно поужинав, хочется отдохнуть, отвлечься от всех проблем. Самым простым способом является участие в играх.

«…Лишь благодаря своим уникальным способностям, смекалке и отваге герои смогут преодолеть все трудности. Неземные красоты далеких миров, опасные приключения, ошеломительные открытия и захватывающий сюжет — только это делает игру просто идеалом приключенческого жанра. Неповторимое сочетание фантастики, фэнтези и триллера подарит вам настоящее удовольствие» — описание одной из игр. Неужели, прочитав такое, вы не захотите погрузиться в этот таинственный мир, ощутить себя человеком, от которого зависит судьба целого мира? Согласитесь, это очень поднимает самооценку и делает уверенным в себе. И это чувство уверенности может остаться и после того, как вы уже войдете в привычную реальную жизнь. Ведь если что-то получается, результаты выполненной работы всегда поднимают настроение.

 

Давайте, наконец, разберемся, что же лучше: поиграть в компьютер и расслабиться или выбрать более спокойный метод разрядки. Часто после полуночных гонок в «Андеграунде» остаток ночи тоже проводишь за рулем, только во сне. О чем это говорит? Да о том, что мозг, а точнее, кора головного мозга настолько перегружается, что развивается запредельное торможение, мозг зацикливается, он не способен убрать из памяти ненужную информацию. Человек начинает играть, чтобы расслабиться, а в результате происходит мощное перенапряжение, как физическое, так и психическое.

 

Компьютер-воспитатель.

 

Подростковый возраст - это период гормонального всплеска, становления личности и собственного «я», сложный период и для родителей, и для самого подростка, и для окружающих его людей. У каждого этот период протекает по-разному, более или менее бурно. Например, один подросток поиграет в очередную «стрелялку», получит удовольствие от своей игры и продолжит нормальную, размеренную жизнь. А другой паренек с не очень устойчивой психикой поиграет и подумает: «А что если мне взять арматуру и пойти ударить того парня, который меня сегодня толкнул?» В процессе игры у такого подростка часто происходит быстрое отождествление вымышленного героя и его поступков в игре с ним самим в реальной жизни. Он не будет до конца осознавать, что он делает, обычно слишком эмоциональные подростки не слишком ощущают разницу между реальностью и фантазией.

Формирование психики в этом возрасте таково, что плохое задерживается, а хорошее воспринимается в штыки. Посмотрев, как легко все решить с помощью меча и топора, подросток машинально переносит это в жизнь и начинает думать, что применение силы — наилучший вариант для решения всех проблем. Поэтому для снятия стресса, если уж точно решили снять его с помощью компьютера, советуем гонки или на крайний случай стратегии или квесты.

 

Если ребенок младше 10 лет пристрастился к компьютеру, то это может замедлить его развитие, как физическое, так и психическое. Это называется эмоциональной депривацией, т. е. отчуждением. Ребенок, которому по возрасту положено бегать, прыгать, познавать окружающий мир, радоваться, да и плакать тоже иногда не помешает, на деле просиживает все свое время за любимой компьютерной игрушкой. В результате он не получает никаких новых познаний об окружающем мире, у него появляется скудность эмоций, ему уже не хочется общаться со сверстниками и играть в обычные детские игры.

Доказано, что уровень тревожности и агрессии намного выше у тех, кто предпочитает расслабляться с помощью компьютерных игрушек, нежели у тех, кто выбирает другие способы релаксации.

Короткий период напряженной работы, игра на компьютере (особенно интересная) и вызываемые ею мини-стрессы не угнетают, а тонизируют и укрепляют иммунную систему человека, что оказывает в целом благоприятное воздействие на его физическое состояние, да и духовное тоже. Но, это у тех, кто играет не каждый день и не все свое свободное и несвободное время. В дозированных количествах адреналин очень полезен, но, как говорят медики, «в капле — лекарство, а в ложке — яд».

Малое количество стресса становится причиной скуки и деградации, большое количество — причиной усталости, раздражительности и мышечного напряжения. Грань между терапевтической дозой стресса и передозировкой очень зыбка и иногда невидима.

 

Компьютерные игры — это не просто обычный способ ухода от стресса, эмоциональной разрядки, это еще и деятельность, направленная на конструирование миров. Это процесс создания образа определенного мира в человеческой психике.

Люди, народы, континенты, эпохи и галактики присутствуют в вымышленном мире компьютерных игр. Всем известная и популярная игра «Doom» — первоклассный «шутер» с игрой от первого лица. Как ни странно, но изучению влияния этой игры на человека посвящены многие исследования. Почему же люди так часто снимают стресс, убивая время за этой игрой? А вот почему. Наш мир очень скоротечен, все движется, ежесекундно изменяется. И чтоб адаптироваться к этим условиям и не прогадать, а поступить правильно в той или иной ситуации, человек старается всегда думать логически, взвесить все за и против, разобраться в ситуации, прислушиваться к интуиции и внутреннему голосу некогда, да и не приносит это ощутимых результатов. Игра «Doom» и прочие подобные ей игры не предполагают использование логического мышления вообще. Обыкновенное «месилово», но она дает возможность отключиться от этого жестокого реального мира, руководствуясь в своих поступках и действиях в игре просто душевными порывами и высвобождением бессознательных инстинктов нашего сознания. Поэтому народ и рвется к мониторам, чтоб подправить свое душевное здоровье и выплеснуть накопившуюся отрицательную энергию.

Тысячи и тысячи подростков и взрослых людей играют в компьютерные игры по сети Интернет. Это тоже в какой-то мере помогает снять стресс. Во время такой сетевой игры человек может непосредственно общаться с другими людьми, ведь каждый персонаж игры — это такой же живой человек. Такой момент общения особенно привлекателен. Ты можешь не только пообщаться со старыми знакомыми, но и завести новые знакомства с разными людьми из разных городов и даже стран. Поэтому, заглянув в интернет-кафе вечерком, мы с трудом найдем там свободное место. Особенно мужчины (примерного возраста от 18 и выше) очень любят проводить там свое свободное время, расслабляясь после напряженного трудового дня, забывая о своих проблемах. Приятная атмосфера, вокруг люди, разделяющие его интересы, любимое занятие, никто не мешает, не отвлекает. Так заведено, что практически во всех этих заведениях подаются кофе и легкие закуски, в некоторых даже алкоголь. Естественно, что покидать такое место совсем не хочется.

Такой способ релаксации приводит к потере денег и духовного здоровья.

 

Главным признаком интернет-зависимых является навязчивое желание войти в Интернет и неспособность из него выйти. Сеть является средством ухода из реального мира, а поиск информации в Интернете — информационным вампиризмом. Поведение таких людей предсказуемо: многочасовое времяпрепровождение в Сети, нет разделения во времени, чувство эйфории и безграничной свободы. Они не соблюдают режим питания, обманывают родственников и друзей, преуменьшая количество времени, проведенное в Сети. Добавим к этому физические расстройства: частые головные боли, рези в глазах, ломота в костях, скачки давления. Последняя стадия интернет-зависимости — это социальная дезадаптация. Люди перестают получать удовольствие от общения в Сети, но почему-то продолжают находиться в этом виртуальном мире. Это приводит, как правило, к депрессивным расстройствам, а результат — конфликты в семье и на работе.

 

Категории компьютерной зависимости

 

Она выделяет пять основных категорий этой зависимости.

 

  1. Киберсексуальная. Зависимость от общения в интерактивных комнатах для взрослых или от киберпорнографии.

 

  1. Киберотношения. Зависимость от виртуального общения, интерактивных игр и конференций, которые заменяют настоящих жизненных спутников и близких.

 

  1. Сильная сетевая вовлеченность. Скрывает в себе вовлечение в азартные сетевые игры, зависимость от интерактивных аукционов и навязчивое состояние торговли через Сеть.

 

  1. Информационная перегрузка. Сильная патологическая вовлеченность в перелистывание веб-сайтов и поиск по базам данных.

 

  1. Компьютерная зависимость. Навязчивые состояния в компьютерных играх или в программировании, в основном среди детей и подростков.

 

Согласно модели ACE (Accessibility, Control and Exment), разработанной доктором Кимберли Янг в 1999 г., компьютеромания и интернет-зависимость развиваются в связи с такими тремя главными факторами:

  • доступность информации;
  • персональный контроль и анонимность передаваемой информации;
  • внутренние чувства, которые на подсознательном уровне устанавливают больший уровень доверия к общению в онлайн.

Главная причина широкого распространения компьютерных игр и сайтов — это анонимность игроков и их посещения. Анонимность крайне важна  для людей  со следующими расстройствами и проблемами:

 

  1. 1. Различные сексуальные расстройства, отклонения от нормы, ложь и совершение криминальных действий (просмотр и скачивание непристойных или запрещенных картинок (детская порнография), которые широко распространены на многих сайтах.
  2. 2. Социальные фобии (страхи) — боязнь общества, межличностных отношений, отсутствие коммуникабельности (приспособления к различным условиям окружающей среды), креативности (способности к изменчивости, гибкости). В этом случае виртуальный мир компьютера и Интернета заменяет реальный мир, которого человек так боится.
  3. Внутрисемейные конфликты приводят человека к компьютеру и Интернету, последние, в свою очередь, усугубляют конфликты, приводят к отдалению людей в реальной жизни, к разводу.
  4. Возможность ухода от жизненных проблем, от тягот реального мира (попытки снять стресс, депрессию, беспокойство), от обычных каждодневных трудностей (обилие работы, проблемы в учебе, внезапная безработица).
  5. Наличие психопатий. Психопаты наиболее подвержены зависимостям, в том числе компьютерной и интернет-зависимостям. Необщительность, патологическая скромность, застенчивость. Обладатели этих качеств ищут поддержку и спасение в компьютере и Интернете.
  6. Дефицит общения.

Существует зависимый тип личности. Люди этого типа попадают в группу риска в отношении злоупотребления вредными привычками, психологической зависимости от другого человека, зависимости от еды и интернет-зависимости. Можно дать следующую характеристику интернет-зависимым людям: крайняя несамостоятельность, неумение отказать из-за страха быть отвергнутыми, чувствительность к критике. Такие люди не берут на себя ответственность за принятие каких-либо решений. Следовательно, они попадают в зависимость к более сильной личности. Им свойствен страх одиночества, но в то же время круг их общения узкий. Возможно общение со многими людьми, но это общение поверхностное. Зависимый тип личности боится делиться своими переживаниями с окружающими, так как существует недостаток близких отношений. Люди импульсивны, не умеют планировать свое время и деятельность, поставленные ими цели так и остаются просто целями, так как часто отказываются от них из-за частого пребывания в состоянии депрессии.

У людей интернет-зависимых отмечаются следующие состояния

( по Кимберли Янг):

 

  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
  • состояние эйфории в предвкушении следующего сеанса выхода в Сеть;
  • увеличения количества времени, проводимого в Интернете;
  • соответственно, увеличения расходов на времяпрепровождение в виртуальном мире.

 

Как затягивает компьютерная реальность.

Существует ряд методов, с помощью которых возможно воздействие на физическое, духовное и психическое состояние человека. Осуществляется это через цветовое воздействие, звук, скорость, сенсорику.

 

  1. Воздействие цветом. Давно отмечено физиологами, что цвета оказывают на человека различное воздействие и вызывают разные ощущения. Например, красный цвет возбуждает, а зеленый цвет успокаивает. Существуют методы лечения различных заболеваний с помощью цвета. Например, депрессивный синдром можно лечить так: больных помещают в светлые комнаты с добавлением красного цвета или оранжевого. В лечении людей с болезнями глаз и сердечно-сосудистой системы используется зеленый цвет. Таким образом, используя определенные цвета и применяя специальные программы, можно изменить физиологическое и психическое состояние человека. С помощью цвета автор компьютерных программ может влиять на настроение, деятельность центральной нервной системы.

 

  1. Сенсорика. Человека можно заставить погрузиться в любое состояние, значительно увеличивая эффект с помощью того, как на экране появляются сочетания цвета, ритма передвижения и т. д.

 

  1. Морфинг — метод визуализации с эффектом перемещения одного лица в другое. Могут перемещаться целые сюжеты. Но общий характер единого движения под ритмичную музыку вызывает ощущение того, что это один и тот же персонаж. Он просто меняет свою внешность. Морфинг позволяет осуществлять в игре изменения, которые невозможны в обычной жизни, например, мгновенное изменение внешности героя. В его основе лежит буддистская идея о перевоплощении.

 

  1. В некоторых компьютерных играх с упрощенной анимацией, а также в видеоклипах используется еще один прием: идет быстрое чередование двух близких зацикленных фаз движения. Создается впечатление вибрации. К примеру, персонаж останавливается, но находится в состоянии тремора (вибрации). Этот прием притягивает внимание к такому объекту. Часто к вибрирующему персонажу добавляется музыка с высоким уровнем громкости и высокой частотой звучания.

Все эти трюки усиливают визуальные эффекты и действуют продолжительное время.

 

Профилактика компьютерной и интернет-                                                       зависимости

 

  1. Общение с детьми и создание условий для общения. Основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей является недостаток личностных связей и взаимопонимания с семьей. Обычно предрасположены к компьютерной зависимости дети, чьи родители имеют связи за границей или часто отсутствует в командировках, а также дети преуспевающих бизнесменов.

 

  1. Правильное воспитание детей (разъяснение, убеждение, личный положительный пример, неприемлемость физических и моральных наказаний).

 

  1. Разумное использование компьютера и Интернета. Родители должны объяснить ребенку, что домашние задания — это приоритет номер один; если работа сделана, компьютер твой, нет — не твой.

 

  1. Формирование у ребёнка адекватной самооценки и системы ценностей

 

  1. Правильное воспитание в подростковом возрасте.

 

 

свернуть