Помощь в выборе профессии

Ошибки при выборе профессии

01.04.2019
развернуть

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному

   В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени. Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 10, 12 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...

 2. Бытующие мнения о престижности профессии

   В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик). Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций...

 3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать)    Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят Вашего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайтесь на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайтесь увидеть, чем Вы отличаетесь от товарищей - и в чем Вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он - рискованный человек), Вам эта профессия может не понравиться (Вы ведь очень осторожны и рассудительны).

 4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию

   При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что Вам нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Особенно опасно очарование преподавателем (если Вас восхищает душевность физика - это не значит, что Вам нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.

 5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии

   За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

 6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.

   Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более имейте ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

 7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства

   Во все профессии, и, прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. (А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности – вплоть до животноводства).

 8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)

   Разобраться в себе Вам помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имейте ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача Вам готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой Вы.

 9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии

   Существуют профессии, которые могут быть Вам противопоказаны, т.к. они могут ухудшить Ваше состояние здоровья.

   Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...

свернуть

Как помочь подростку выбрать профессию

01.04.2019
развернуть

 

   Вопросом профориентации подростка необходимо озаботиться как можно раньше, чтобы к моменту выбора иметь определенный «багаж» знаний, умений и способностей, позволяющих сделать осознанный выбор профессии. 

   Дайте подростку возможность попробовать себя в различных сферах деятельности.

   Хорошо, если подросток не останавливается на одном занятии, а перебирает и ищет. В этом поиске он многое узнает о себе и о мире профессий. Единственным условием должно быть, прохождение полного цикла каждого вида деятельности. Если это спорт, то от тренировок к первым соревнованиям, если это музыка, то от музыкального произведения к концерту. Ребенок должен понимать, что привлекательные стороны профессии появляются не сразу, до этого необходимо выдержать время рутины. 

   Расширяйте кругозор подростков в области профессий.

   Понять привлекательность той или иной профессии для подростка, можно пробуя разные специальности, общаясь с представителями различных профессий, посещая рабочие места и т.д. Чем больше активности подросток будет проявлять в поиске подходящего дела, тем более продуманным и стабильным будет его выбор.

   Позаботьтесь о том, чтобы ребенок был готов к выбору профессии.

   Готовность- это ощущение своей независимости в делах, мыслях, поступках; действие исходя из внутренних убеждений; сформированные идеалы; способность принимать самостоятельные решения. Эти качества воспитываются родителями. Достаточно лишь слушать и слышать своего ребенка,

   Никогда не делайте выбор профессии за ребенка. Создайте условия, в которых подросток станет способным сделать выбор самостоятельно.

   Дайте подростку возможность получить свой опыт. Нельзя критиковать желания ребенка и зарубать их на корню. Лучше пусть он сам попробует и поймет свою ошибку. Ну, а если  у родителей возникают трудности и вопросы как это сделать, то можно обратиться за  помощью к профессионалам.

   Если подросток не представляет себе, "кем быть" и куда поступать, то можно обратиться за консультацией к специалисту в области профориентации, который поможет разобраться в мире профессий, понять способности, интересы и склонности ребенка, выбрать правильное направление. 

 

свернуть

Что такое День Открытых Дверей?

28.09.2018
развернуть

Что такое День Открытых Дверей?

Дни открытых дверей (ДОД) - ежегодно проводимые профессионально-техническими учебными заведениями (лицеи, колледжи), средне-специальными учебными заведениями (колледжи) и высшими учебными заведениями (академия, институт, университет) мероприятия, цель которых - привлечь абитуриентов, ответить на все вопросы касательно условий поступления, направлений обучения и т.д. Такое название "День открытых дверей" получил потому, что обычно при входе в учебные и лабораторные корпуса учреждений образования у Вас спросят документ - студенческий билет. А в ДОД в здание учебного заведения может войти любой. Желанными гостями являются старшеклассники и их родители.

ЗАЧЕМ?

Посещение ДОД может оказаться полезным для решения следующих задач:

 

1. Получение информации об учреждениях образования вообще

(то есть, о том, что предлагает рынок образовательных услуг, и какие варианты возможны). Если Вы уже выбрали себе специальность (название профессии), но не знаете, где именно получать образование - выпишите из справочника те, где есть интересующий Ваш факультет и, ближе к весне, обзвоните их - узнайте даты проведения ДОД. А затем устраивайте "чес" по дням открытых дверей. Если цель Вашего посещения - ознакомительная, не обращайте слишком много внимания на детали типа "документы, требуемые для поступления", а сконцентрируйтесь лучше на том, какие кафедры есть на факультете, какие специализации, и куда устраиваются работать выпускники. Обращайте внимание и на "общее впечатление" от учреждения образования.

 

2. Проверка варианта

Предположим, что Вам понравился ВУЗ - и его описание в справочнике, и звонок в приемную комиссию Вас вдохновил, и даже сайт в Интернете демонстрирует серьезность ВУЗа и его высокий уровень. В таком случае, имеет смысл прийти на ДОД с тем, чтобы повнимательнее присмотреться к потенциальной альма-матер. В итоге посещения 2-3 ДОД Вам будет необходимо сделать окончательный выбор в пользу одного из двух вариантов (оставьте, на всякий случай, еще один "рабочий" - вдруг передумаете). Так что подойдите к ДОД как к источнику исчерпывающей информации, необходимой для принятия решения. Составьте таблицу, в которую впишите условия поступления, где работают выпускники, размер ВУЗа и предполагаемые затраты на обучение, конкурс и т.п. Потом впишете в эту таблицу данные по другим учебным заведениям, ДОД которых Вы посетите. Таблица должна быть максимально подробной, так что на ДОД лучше ее вообще не убирать и записывать все, что встречается на пути. Вечером, после посещения, заполните графу "личные впечатления" (как записали бы в дневнике впечатления о прожитом дне). Это поможет потом восстановить в памяти образ учреждения образования. Кстати, некоторые вещи мы не можем объяснить рационально - но чувствуем интуитивно. Так что, если уж почувствуете "что-то не то" (вроде, и ВУЗ приличный, но не нравится он мне, не лежит к нему душа) - поищите что-нибудь другое, доверяйте своей интуиции.

 

3. Получение конкретной информации об условиях поступления

Хоть Вы и решили поступать именно в Университет еще в 6 классе и знаете о нем все - на ДОД все равно стоит сходить. За свежей информацией. Ведь условия поступления (перечень вступительных экзаменов, даты и порядок их проведения) могут измениться. Могут появиться новые специализации и факультеты, ВУЗ может переехать. Чтобы быть готовым к неожиданностям, аккуратно запишите информацию, касающуюся текущего года - и бегите готовиться: Тем более, что репетитора своего Вы нашли как раз на том же ДОД (туда приходят обычно преподаватели-репетиторы, специализирующиеся как .раз на подготовке к поступлению в этот ВУЗ, на этот факультет).

 

КОГДА?

ДОД проходит обычно 1-3 раза в год. Каждое учреждение образования определяет свою дату проведения ДОД. Причем, большие университеты проводят как общий ДОД (или просто общее собрание), так и факультетские. Факультетские ДОД проходят не в один день, а в разные - чтобы абитуриенты, еще не определившиеся с выбором факультета, могли сходить на разные. Практически всегда ДОД проходит в субботу или воскресенье: нет занятий (то есть, студентов), да и родители с абитуриентами не на работе и не в школе.

ЧТО МЕНЯ ЖДЕТ?

Пертый этап ДОД обычно проводится в актовых, конференц-залах и холлах. На сцене или возвышении располагаются столы, микрофон. Присутствуют обычно директор учреждения образования, его заместители или ректор ВУЗа, декан факультета, председатель приемной комиссии, зам. по учебной работе и т.п. Они выступают: о системе образования в данном учебном заведении (например, каковы ступени обучения - специалист, бакалавр, магистр), о правилах приема в данном учебном году. О факультетах и специализациях. Рассказывают (или показывают слайды, или видео) об учреждении образования – как много студентов учится, как много денег потрачено в текущем году на приобретение мебели и компьютеров, как хорошо устраиваются выпускники (и куда). Могут коснуться и краткой характеристики учебной программы (например, как много практикумов, есть ли летняя практика - такая бывает на специальностях типа "биолог", "геолог", есть ли производственная практика и где). По окончании этой, общей части предлагается задать вопросы.

Вот какие вопросы можно задать:

1. Проходит ли государственную аттестацию Ваш университет?

2. Какой в прошлом году был конкурс?

3. Как обстоят дела с военной кафедрой и отсрочкой от армии?

4.Есть ли у университета общежитие и предоставляется ли оно жителям переферии?

5.Какова оплата за общежитие?

6.Предоставляется ли общежитие на время учебы на подготовительных курсах?

7.Каков процент поступления на бюджетные места абитуриентов, окончивших подготовительные курсы?

8.Будут ли выпускные тесты на курсах засчитываться как вступительные экзамены?

9.Можно ли подать документы на несколько специальностей?

10.Возможно ли обучение на двух факультетах одновременно?

11.Какие предметы сдают на вступительных экзаменах медалисты?

12.Учитываются ли результаты централизованного тестирования и на какие факультеты?

13.Какое среднее специальное образование считается профильным. Учитывается ли оно при поступлении и учитывается ли стаж работы?

14.Есть ли распределение по окончании университета?

15.С какими фирмами университет сотрудничает в плане трудоустройства выпускников?

16.Можно ли получить в вашем университете второе высшее образование

17.Платное ли второе образование?

18.Сколько стоит второе высшее образование?

19.Сколько студентов обучается на платной основе?

20.Можно ли в процессе обучения перевестись с платной формы обучения на бесплатную?

21.При нехватке баллов при поступлении в университет можно ли поступить в техникум или другие ВУЗы?

22.Возможен ли переход с факультета на факультет во время обучения?

23.Можно ли перевестись в ваш университет из другого ВУЗа?

24.Можно ли перевестись с вечерней формы обучения на дневную?

Вопросов можно задать еще столько же, лучше вообще заранее подготовить их на отдельном листочке и передать на сцену.

Консультации по условиям приема и организации вступительных экзаменов в Университет (более подробные) обычно осуществляются уже в помещении приемной комиссии. Однако, председатель Приемной комиссии вполне может выйти на сцену и, вслед за общей частью, рассказать о поступлении и ответить на вопросы. Внимательно записывайте все даты и названия, потому что ошибка в такой информации может стоить дорогого.

Теперь абитуриенты и их родители разбредаются из конференц-зала по зданию учебного заведения. Возле кафедр их обычно поджидают стендовые доклады и выступления преподавателей, которые рассказывают о специальности или специализации, всячески ее расхваливают и даже формируют экскурсионные группы - для желающих пройтись по лабораториям, посетить опытный заводик, дендрариум или издательство при какой-нибудь из кафедр. Здесь Вам расскажут о приоритетных направлениях научных исследований, о новейших достижениях и последних разработках, а также покажут внушительный список выпускников кафедры, работающих в самых престижных организациях.

ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ?

Помимо ручки и блокнота (право, вместо толстой тетради удобно использовать небольшую записную книжку - она мобильнее), возьмите с собой денег. Очень часто в вестибюле здания в ДОД разворачиваются полевые палатки с литературой для поступающих – как с информацией об учебном заведении так и с пособиями для подготовки к сдаче экзаменов. Тут же стены и стенды пестреют объявлениями об услугах репетиторов. Оторвите аккуратно бумажную полоску с телефоном и сложите ее в отдельный прозрачный "файл", принесенный с собой специально для этих целей. Бумажные язычки, засунутые в карман, имеют обыкновение теряться.

Тут же предлагают свои услуги отделения довузовской подготовки, подготовительные курсы, профилированные школы. Запишите и их координаты (все существующие предложения), испытывая наибольшее доверие к факультетским подготовительным курсам: все-таки, специфику программы там дают лучше всего, да и преподаватели будут на экзаменах те же.

Кстати, если ДОД в интересующих Вас учреждениях образования проводятся в один день – не пытайтесь погнаться за двумя зайцами: только запыхаетесь, а важную информацию потеряете и тут, и там. Лучше скооперируйтесь с друзьями, одноклассниками, и поделите "сферы влияния". Кстати, записывая информацию "для другого" Вы будете более аккуратны и подробны, что в конечном счете принесет пользу Вам самому.

  УСПЕХОВ!!!! ВАМ!!!

свернуть