Интерактивное занятие с элементами тренинга

Интерактивное занятие с элементами тренинга  «Умение сказать «НЕТ»»

 

Цель: повысить уровень знаний о способах отказа; развивать навыки отказа в рискованной ситуации, умение противостоять давлению группы; сформировать представление о модели уверенного поведения в ситуации, связанной с риском для себя и своего здоровья.

 Необходимые материалы: карточки «Правила работы в группе», «Техники отказа», стикеры, ручки, фломастеры, коробка, раздаточный материал.

 ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Встреча начинается с приветствия и упражнения на создание благоприятной атмосферы и доверительных отношений между участниками, что позволит без стеснения и проблем обсуждать вопросы, связанные с трудными ситуациями, требующими отказа.

 

Добрый день! Мы рады приветствовать вас всех! Сегодня мы поговорим с вами о способах и навыках отказа в рискованных для здоровья и жизни ситуациях. Но сначала давайте познакомимся, узнаем друг друга получше.

 

УПРАЖНЕНИЕ НА ЗНАКОМСТВО «Полина, пицца, Прага»

Описание упражнения: Каждый из участников по очереди представляет себя группе с помощью триады, в которой:

- первое слово – его имя,

- второе – блюдо (желательно – которое он любит!),

- заключительное слово – название города.

Все три слова должны начинаться с той же буквы, что и имя участника, к тому же за весь круг нельзя ни разу повторить названия блюд и городов, прозвучавших ранее!

 

УПРАЖНЕНИЕ «МЕНЯЮТСЯ МЕСТАМИ ТЕ, КТО...»

 Сейчас вам предлагается психологическая игра, в процессе которой вы сможете продолжить знакомство друг с другом. Я убираю свой стул и становлюсь "ведущим". По команде: "меняются местами те, кто (любит знакомства, считает себя общительным, застенчивым...) вы должны поменяться местами (ведущий также должен занять освободившийся стул). В результате обмена остается один человек, который не успел сесть на свободное место, именно он и становится ведущим.

 

Спасибо! Чтобы наше общение было по-настоящему полезным, давайте примем правила коллективной работы, которые помогут нам создать активную творческую атмосферу в группе.

  • Правило поднятой руки
  • Правило активной позиции каждого
  • Правило «слушаем – слышим» (уважение и внимательность друг к другу)
  • Правило «Один человек говорит в одну единицу времени!» (одновременно высказывается только один человек)
  • Правило конфиденциальности личной истории
  • Правило «спящего» телефона (телефон в бесшумном режиме)

 

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 

Тема нашей встречи – «Умение сказать НЕТ».

Целью нашего занятия является наработка вариантов отказа в различных ситуациях, связанных с риском для здоровья и жизни.

 

Для того чтобы добиться желаемого от других,  люди используют разные методы. Но результат всегда будет зависеть от того, готов ли сам человек, на которого давят, выстоять и уверенно сказать НЕТ. 

Сегодня мы с вами попытаемся найти ответы на вопросы: почему бывает трудно сказать НЕТ? Какие есть способы отказа и как ими пользоваться? И поговорим о том, какими бывают ситуации, в которых трудно сопротивляться давлению группы.

 

 Ведущие спрашивают участников:

Как часто в жизни вам приходилось сталкиваться с трудными ситуациями, проблемами, которые требуют принятия важного и ответственного решения? 

Какие могут возникнуть ситуации с риском для здоровья и жизни человека?

 

После ответов участников ведущие продолжают:

А сейчас мы с вами проведем одно упражнение.

 

УПРАЖНЕНИЕ «ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ»

Описание упражнения. Ведущие обращают внимание участников на белую и чёрную карточки, висящие на стене. Он предлагает участникам послушать утверждение и выбрать определённую позицию. Если участник согласен с утверждением, то он занимает позицию возле белой карточки, а если не согласен с утверждением – становится под чёрной карточкой. После каждого утверждения ведущий  просит участников высказать своё мнение.

       Предлагаются следующие утверждения:

  • Я стараюсь никогда не отказывать, потому что боюсь обидеть.
  • У тех, кто уверенно и часто говорит НЕТ, не бывает настоящих друзей.
  • Считаю, что хороший человек не должен отказывать людям.
  • Мне трудно принимать решения – я разрываюсь на части.
  • Когда мне приходится говорить «нет», я чувствую себя виноватым.
  • Когда я говорю «нет», мне кажется, я поступаю грубо и эгоистично.
  • Иногда просто легче со всем согласиться и сделать, что тебя просят.
  • Хорошая лесть всегда делает людей более уверенными в себе.
  • Одинокий человек не умеет противостоять давлению и говорить НЕТ.
  • Групповое давление бывает хорошо спланированным и продуманным. 

Вы убедились, что в жизни не бывает ситуаций с категоричными позициями «чёрное» или «белое» – отказ или согласие. В каждом случаи отказ или согласие должны быть разумными и обоснованными. Как вы считаете, в каких ситуациях ОТКАЗ – единственно правильный выход?

Участники перечисляют рискованные ситуации, где необходимо уверенно сказать «нет»: предложение закурить или выпить, попробовать ПАВ, пойти на рискованный сексуальный контакт, украсть, совершить физическое или моральное насилие над кем-нибудь и другие ситуации.

 

Нередко нам недостаёт простого умения – аргументировано отказаться от нежелательного,  невозможного варианта, предлагаемого кем-то из нашего окружения.  

Каждому из нас хотя бы раз было трудно ответить отказом по разным причинам: из-за боязни кого-либо обидеть, поставить в неловкое положение или просто из любопытства – что же будет дальше. 

Однако умение делать правильный выбор и аргументировано говорить «нет» является результатом жизненного опыта, социальной и духовной зрелости, когда полностью сформирована ответственность за свои поступки и решения.

 

УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ ОТКАЗА»

Описание упражнения. Ведущие раздают участником по небольшому листу бумаги и просят каждого написать возможный вариант ответа на вопрос:

«Что мешает отказаться от опасного поведения в ситуациях, связанных с риском для здоровья и жизни?»

На одном листе записывается только один ответ. Ответы собираются в коробку и перемешиваются. Затем ведущие предлагают участникам по очереди вытаскивать из коробки по одному ответу и зачитывать его с целью обсудить группой. Повторяющиеся варианты не обсуждаются.

 

 

МИНИ-ЛЕКЦИЯ «ТЕХНИКИ ОТКАЗА»

Название каждой техники написано на отдельном листе. Тренер поясняет технику и вывешивает лист с её названием на стену.

Техника: ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ «НЕТ»

Сущность техники. Мы просто говорим НЕТ, уверенно и убедительно, не извиняясь и не оправдываясь. Удобно использовать в тех случаях, когда мы не хотим раскрывать истинную причину отказа. Мы имеем полное право на это.

Примеры высказываний: «Нет!», «Нет, нет, я не могу это сделать!», «Нет, я предпочитаю этим не заниматься!»

Техника: РЕФЛЕКСИВНОЕ «НЕТ»

Сущность техники. Мы отражаем содержание и/или чувства собеседника, добавляя в конце свое «нет». Эффективно в том случае, когда мы, даже не смотря на понимание проблемы собеседника, не можем и/или не хотим выполнять его просьбы.

Примеры высказываний: «Я понимаю, что для тебя это очень важно, но,  к сожалению, я не могу этого сделать»

Техника: ОБОСНОВАННОЕ «НЕТ»

Сущность техники. Мы говорим «нет» и кратко раскрываем причину нашего отказа. Эффективно в том случае, когда мы имеем серьезную причину для отказа и готовы искренне раскрыть ее.

Примеры высказываний: «Я не могу это сделать, так как в ближайшие дни я очень загружен работой»

Техника: ОТСРОЧЕННОЕ «НЕТ»

Сущность техники. Мы не даем ответ не медленно, а просим собеседника дать время на обдумывание. Эффективно в том случае, если мы не уверены в том, что можем выполнить просьбу и/или не можем решить для себя, хотим мы это сделать или нет.

Примеры высказываний: «Мне надо подумать. Я скажу тебе позже»

Техника: КОМПРОМИССНОЕ «НЕТ» ИЛИ «НЕТ» НАПОЛОВИНУ

Сущность техники. Мы говорим, что в принципе могли бы выполнить просьбу, но при тех условиях, которые нам выгодны. Эффективно в том случае, если мы искренне готовы выполнить просьбу, но на других условиях.

Примеры высказываний: «Я не могу это сделать сегодня, но я бы мог это сделать завтра»

Техника: ДИПЛОМАТИЧНОЕ «НЕТ» ИЛИ «НЕТ» В МЕЛОЧАХ

Сущность техники. Мы не говорим открыто «нет», а искренне приглашаем к переговорам, выясняя, какую реальную помощь мы могли бы оказать. Эффективно, если мы готовы помочь собеседнику, но его условия не совсем нас устраивают. Мы готовы выполнить просьбу в целом, но отказываем в выполнении некоторых деталей, стараясь найти взаимоприемлемое решение.

Примеры высказываний: «Могу я тебе помочь как-нибудь по-другому?»

Техника: «ЗАЕЗЖЕННАЯ ПЛАСТИНКА»

Сущность техники. Мы говорим открыто «нет» и повторяем бесконечно одну и ту же фразу без эмоций и изменения интонации. Эффективно, если мы хотим, чтобы от нас просто отвязались, чтобы наш оппонент устал нас уговаривать и потерял к нам интерес надолго.

Примеры высказываний: «Нет, я не буду, я занят. Нет, я не буду, я занят. Нет, я не буду, я занят…» и так далее.

 

 ИГРА НА  ДЕЛЕНИЕ «АТОМЫ И МОЛЕКУЛЫ»

Описание упражненияВсе играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются «атомами». Как известно, атомы могут превращаться в молекулы – более сложные образования, состоящие из нескольких атомов. В молекуле может быть и 2, и 3, и 5 атомов.

Играющим по команде ведущего нужно будет создать «молекулу», т.е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга. Если ведущий говорит: «Реакция идет по три!», то это значит, что три игрока-«атома» сливаются в одну «молекулу». Если ведущий произносит: «Реакция идет по пять!», то уже пятеро играющих должны схватиться друг за друга. Сигналом к тому, чтобы молекулы распались снова на отдельные атомы, служит команда ведущего: «Реакция окончена!». Сигналом для возвращения в игру временно выбывших игроков служит команда: «Реакция идет по два».

 

А теперь, оставаясь в образовавшихся парах, давайте попробуем отработать аргументированный отказ, но уже используя технику отказа. Каждой паре будет предложена определённая ситуация.

 

УПРАЖНЕНИЕ «РАЗБОР СИТУАЦИЙ»

Описание упражнения. Каждой паре предлагается ситуация, в которой один участник пары должен отказаться от предложения второго участника, начиная свой аргументированный отказ со слова «Нет…». Каждому участнику в паре отводится определённая роль – она прописана в карточке. Парам предлагается по очереди проиграть свою ситуацию, затем остальные участники группы могут ее прокомментировать.

 

Ситуация №1

Первый участник. У вас есть знакомый, который занимается татуажем и прокалыванием на дому. Вы собираетесь сделать себе тату. Это будет для вас бесплатно, если вы приведёте ещё одного клиента. Ваша задача – убедить своего собеседника сделать тату или прокалывание у вашего знакомого.

Второй участник. Ваш друг вам настойчиво предлагает сделать тату или прокалывание у своего знакомого. Но это не безопасно, поскольку делается в домашних условиях. Ваша задача отказаться от предложений вашего друга.

 

Ситуация№2

Первая участница. В вашем городе открылся новый молодёжный клуб, и вы с подругой решили сходить туда на дискотеку. Вам удалось познакомиться с интересными ребятами, и они предложили вам выпить какой-нибудь алкогольный напиток. Вы не хотите пить одна, поэтому пытаетесь убедить подругу выпить вместе с вами.

Вторая участница. В вашем городе открылся новый молодёжный клуб, и вы с подругой решили сходить туда на дискотеку. Вам удалось познакомиться с интересными ребятами, и они предложили вам выпить какой-нибудь алкогольный напиток. Ваша подруга с удовольствием поддержала идею и предлагает вам. Ваша задача отказаться от предложения подруги.

 

Ситуация №3

Первый участник. За контрольную работу по математике у вас 3 балла. Эта оценка испортит вам всю итоговую за четверть. Учитель раздал всем тетради с оценками, но не успел их выставить в журнал, а только на листок бумаги, который вложен в учительский ежедневник. Если забрать незаметно этот листок, то учитель вполне вероятно не вспомнит, какие оценки были у большинства учащихся. Вы пытаетесь убедить свою одноклассницу незаметно вытащить листок с оценками из ежедневника, ведь она отличница, и на неё никто не подумает.

Вторая участница. За контрольную работу по математике у вас 10 баллов, а у вашего друга – 3. Эта оценка испортит ему всю итоговую за четверть. Учитель раздал всем тетради с оценками, но не успел их выставить в журнал, а только на листок бумаги, который вложен в учительский ежедневник. Если забрать незаметно этот листок, то учитель вполне вероятно не вспомнит, какие оценки были у большинства учащихся. Ваш друг просит вас сделать это, ведь вы – отличница, и на вас никто и не подумает. Ваша задача – отказаться.

 

Ситуация №4

Первая участница. Вы с подругой на дискотеке познакомились с двумя студентами колледжа. Понравились друг другу. У одного из них – своя машина. Ребята предлагают вам после дискотеки прокатиться на машине к одному из них в гости в загородный дом. При этом они обещают вам, что потом развезут вас с подругой по домам. У вас эти ребята вызвали доверие, и вы готовы поехать, но с подругой. Ваша задача уговорить её.

Вторая участница. Вы с подругой на дискотеке познакомились с двумя студентами колледжа. Понравились друг другу. У одного из них – своя машина. Ребята предлагают вам после дискотеки прокатиться на машине к одному из них в гости в загородный дом. При этом они обещают вам, что потом развезут вас с подругой по домам. Ваша подруга согласилась, но не хочет ехать без вас, а потому и вас пытается уговорить. Ваша задача – отказаться.

 

Ситуация №5

Первый участник. Вы попал в очень сомнительную компанию. В этой компании весело, вас там принимают за своего, но… Там принято экспериментировать с разными курительными смесями. Никто не настаивает, чтобы и вы попробовали, но вас просят спрятать у себя дома пакет с очередной большой партией спайс. Вы не можете этого сделать – у вас один стол и один шкаф на двоих с сестрой (она обнаружит и скажет родителям). Если вы откажите лидеру вашей компании – у вас возникнут проблемы в двойне. У вас не остается выхода, кроме того, как попросить о помощи друга. Ваша задача убедить вашего друга взять пакет на хранение к себе домой.

Второй участник. Ваш друг просит вас о помощи – взять домой на некоторое время на хранение пакет, убеждая вас в том, что это для вас безопасно.. Вы очень желаете помочь своему другу. Но ситуация вам кажется сомнительной. Ваша задача отказаться.

 

Ситуация №6

Первый участник. Вы отдыхаете в загородном молодёжном лагере со своей подругой. Там есть определённые правила: после 23.00 на территории объявляется комендантский час, и хождение участников лагеря по территории, а уж тем более за пределы лагеря, запрещено. Вы знаете, что если эти правила нарушаются, то могут отправить из молодёжного лагеря домой с неприятным сопроводительным письмом в школу. Вас пригласили в гости мальчики из соседнего корпуса, правда, уже после 23.00. Вы решили рискнуть, но не хотите идти одна. Ваша задача – уговорить подругу пойти с вами.

Вторая участница. Вы отдыхаете в загородном молодёжном лагере со своей подругой. Там есть определённые правила: после 23.00 на территории объявляется комендантский час, и хождение участников лагеря по территории, а уж тем более за пределы лагеря, запрещено. Вы знаете, что если эти правила нарушаются, то могут отправить из молодёжного лагеря домой с неприятным сопроводительным письмом в школу. Тем более что уже подобные случаи в лагере были. Вашу подругу пригласили в гости в соседний корпус после 23.00. Она не хочет идти одна, пытается уговорить вас. Постарайтесь отказаться.

 

После того, как участники отработают в парах технику отказа, ведущий предлагает подвести итоги упражнения через обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

  1. Чью роль было сложнее играть – убеждающего или сопротивляющегося?
  2. Какие приёмы (способы) отказа использовали в диалоге?
  3. Какой из приёмов (способов) в итоге оказался самым результативным?
  4. Сталкивались ли вы с подобными ситуациями в жизни?
  5. Вспомните одну из последних ситуаций в своей жизни, когда вы не смогли убедительно сказать НЕТ. Почему не удалось?
  6. Какой вывод сделали из этого упражнения?

 

Ситуации, в которых вы только что отрабатывали технику отказа, можно с уверенностью назвать рискованными. Как вы думаете, почему?

Участники высказываются. 

Чтобы противостоять рискованной ситуации, недостаточно знать технику отказа. Уверенным должно быть ещё и поведение, взгляд, интонация. Давайте потренируемся в уверенном поведении.

 Следующее упражнение не будет требовать от вас поиска оправдательных слов и аргументов отказа. Вам нужно будет отстоять себя, уверенно произнося всего лишь одно слово: ДА или НЕТ…

 

 УПРАЖНЕНИЕ «ДА! – НЕТ!»

Описание упражнения. Участники в парах садятся друг напротив друга. По сигналу ведущего участники начинают в парах произносить один «Да!», а другой «Нет!». Голос каждого должен звучать уверенно. Участники могут менять интонацию, но голос не должен переходить на крик. При этом каждый участник занимает позу, в которой чувствует себя уверенно. Задача каждого – убедить партнера. На выполнение задания даётся ограниченное время – 3 минуты. Затем тренер говорит: «Стоп, игра!», и диалог завершается.

 Удалось ли переубедить партнера, не крича при этом и не изменяя позы? 

Какая была поза, помогла ли она? Как ее воспринимал ваш партнер? 

Как вы думаете, захочет ли этот человек вновь встретиться с вами?

 Как, на ваш взгляд, выглядит уверенный человек?

 В чем проявляется уверенность? 

А можно ли отказать человеку и при этом сохранить с ним хорошие отношения?

 Пользуясь техниками отказа, вы можете избежать давления сверстников и самостоятельно контролировать свой образ жизни и своё поведение. А ещё, вам поможет оптимизм и позитивный взгляд на любую неприятную ситуацию…

 УПРАЖНЕНИЕ «ЗАТО…»

Описание упражнения. Тренер предлагает каждому участнику взять карточку с неоконченным предложением. Нужно подумать одну минуту и закончить предложение позитивной установкой. Каждый участник высказывается по кругу. Например, «Меня редко приглашают в шумные компании, зато у меня есть время почитать и посмотреть хороший фильм»

Предлагаются следующие неоконченные предложения:

  • У меня маленький рост, зато…
  • Я не умею красиво танцевать, зато…
  • Я не нравлюсь мальчикам, зато…
  • У меня мало друзей, зато…
  • Мне говорят, что я – зануда, зато…
  • У меня нет чувства юмора, зато…
  • Я очень застенчивый, зато…
  • У меня старый мобильник, зато…
  • Мне не везёт с девчонками, зато…
  • Я плохо учусь, зато…
  • Со мной не дружат в классе, зато…
  • Я слишком молчаливый, зато…
  • Я слишком полная, зато…
  • Я иногда слишком много ворчу, зато…

 Чьи ответы были наиболее интересными?

 Какие из них вы готовы активно использовать в ситуациях давления на вас?

Можно ли таким образом избежать негативных эмоций? 

 РОЛЕВАЯ ИГРА «УВАЖАЕМЫЙ ОТКАЗ»

Ведущие раздают участникам карточки с ролями, которые они будут выполнять: журналист, врач, священник, подросток, учитель, провокатор, родитель, инспектор ИДН, лучший друг, судья (оставшиеся участники – независимые эксперты).

Провокатор придумывает и провоцирует возникновение опасной в отношении здоровья и жизни подростка ситуации, представители различных профессий участвуют в обсуждении и высказывают своё мнение о том, как подростку поступить.

Ведущие предлагают участникам в течение 10-15 минут обсудить рискованную ситуацию (курение, алкоголь, наркотики, компьютерная зависимость) и сформулировать своё отношение к ней с точки зрения конкретной роли.

 После того, как участники проиграли ситуацию, ведущий предлагает подвести итоги упражнения через обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

Что было легче: предлагать или отказываться?

Почему трудно отказать своим друзьям?

Как вы считаете, что нам может помочь отстоять свою точку зрения?

Какие варианты отказа были наиболее убедительными?

 Вот как важно, оказывается, уважать себя и  своё мнение. А уверенный отказ от опасного поведения заставит и окружающих уважать вас ещё больше.

 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 На протяжении всей встречи мы с вами рассуждали об умении противостоять давлению со стороны. Давайте вспомним, что происходило. Что мы с вами делали?

Участники отвечают

  Чему смогли научиться?

Участники отвечают 

Что было для вас неожиданным?

Участники отвечают

 Что запомнилось больше всего?

Участники отвечают

 Наше время работы подходит к концу. Спасибо всем за активное участие.

Давайте каждый мысленно положит на левую руку все то, с чем он пришел к завершению встречи – свой багаж настроения и позитивных эмоций. А на правую руку положим то, что получили на этом занятии – новые знания, умения, опыт. 

 А теперь соединим наше настроение, эмоции, новые знания, умения и опыт вместе (хлопает в ладоши). И подарим друг другу громкие аплодисменты.

Участники аплодируют друг другу и прощаются.