Качество атмосферного воздуха

5.1 Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования

развернуть

5.1 Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования

 

Биологическая индикация – определение состояния среды по наличию или отсутствию в ней тех или иных организмов, называемых индикаторами. Биоиндикаторы позволяют определять скорость происходящих в среде изменений, пути и места скопления в среде различных токсикантов, делать предварительные вывода о степени опасности для человека.

Биоиндикаторы – организмы или сообщества организмов, присутствие, количество или особенности развития которых служат показателями естественных процессов, условий или антропогенных изменений среды обитания.

Индикаторные растения могут использоваться как для выявления отдельных загрязнений воздуха, так и для оценки общего состояния воздушной среды. Хвойные породы обладают высокой чувствительностью к сернистому газу.

В настоящее время оценка качества природной среды осуществляется на основе экологического мониторинга. Оценка жизненного состояния древостоя базируется на методе биоиндикации. Сосна обыкновенная используется как биоиндикатор для оценки атмосферного воздуха, так как чутко реагирует на загрязнение окружающей среды различными техногенными веществами.

Самые распространённые типы лесов в нашей Республике – сосновые леса, а именно сосняки мшистые, занимают в настоящее время около 48% площади сосновой формации.

Сосна обыкновенная используется как биоиндикатор для оценки атмосферного воздуха, так как чутко реагируют на загрязнение среды различными техногенными веществами.

Цель нашей работы: оценить степень загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны.

Задачи:

  1. Определить степень загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны

Объект исследования: сосна обыкновенная

Методы исследования: метод пробных площадей и метод биоиндикации загрязнения воздуха по состоянию хвои сосны

 

Продолжительность жизни хвои сосны с нормальных условиях составляет 2-3 года. За это время она накапливает такое количество сернистого газа, которое превышает пороговое значение. Под влиянием токсиканта хвоя сосны в зонах сильного загрязнения становится тёмно-красной, окраска распространяется от основания иглы к её вершине, и, просуществовать один год, хвоя отмирает и отпадает. По продолжительности жизни хвои сосны и характеру некрозов можно определить степень поражения сосновых насаждений сернистым газом.

Рисунок – побеги сосны обыкновенной

 

При обследовании повреждении хвои основными параметрами является прирост побегов, тёмные верхушечные некрозы хвои, продолжительность жизни хвои сосны. Такое обследование можно проводить круглогодично. В незагрязнённых лесных экосистемах основная масса хвои сосны здорова, не имеет повреждений и лишь малая часть хвоинок имеет светло-зелёные пятна и некротические точки микроскопических размеров, равномерно рассеянные по всей поверхности. В загрязнённой атмосфере появляются повреждения и снижается продолжительность жизни хвои сосны.

Принцип экспресс – оценки качества воздуха основан на выявленной зависимости степени повреждения хвои (некрозов и усыхания) от загрязнения воздуха в районе произрастания сосны обыкновенной.

 

Ход работы

 

Место сбора хвоинок: п. Городище ул. Советская 10 и д. Клин, леса относятся к Сошненскому лесничеству. Вблизи слабое движение автотранспорта. Время осмотра хвои  ….

Для определения степени загрязнения был использован метод пробных площадей. Суть его заключается в том, что в пределах фитоценоза выделяется прямоугольный или квадратный участок, на котором выполняли детальное изучение растительности – пробная площадь. Рекомендуемый размер от 200 до 400 м2., т.е. площадки 20 на 10 или 20 на 20 метров.

Выборка осуществлялась с 15 близка растущих деревьев сосны обыкновенной возрастом 18-20 лет. Было собрано 526 пар хвоинок второго и третьего года жизни. Верхушка хвоинки всегда светлее. Она не оценивалась. По степени повреждения и усыхания хвои выделяют несколько классов.

Провели анализ хвои, разделив её на 3 группы: неповреждённая хвоя (хвоинки без пятен), хвоинки с чёрными и жёлтыми пятнами и хвоя с признаками усыхания, - и подсчитали количество хвоинок в каждой группе.

 

Рисунок – классы повреждения и усыхания хвои

Классы повреждения: 1 – хвоинки без пятен; 2 – хвоинки с небольшим числом мелких пятен; 3 – хвоинки с большим числом черных и желтых пятен.

Классы усыхания: 1 – на хвоинках нет сухих участков; 2 – на хвоинках усох кончик 2 – 5 мм; 3 – усохла 1/3 хвоинки; 4 – вся или большая часть хвоинки сухая.

 

 

Таблица – Определение состояния хвои сосны обыкновенной для оценки загрязнённости атмосферы (измеряемые показатели – количество хвоинок)

Повреждение и усыхание хвоинок

1 участок

п. Городище

2 участок

д. Клин

Общее число обследованных хвоинок

250

276

Количество хвоинок с пятнами

178

203

Процент хвоинок с пятнами

71,2%

73,5%

Количество хвоинок с усыханием

36

42

Процент хвоинок с усыханием

14,4%

15,2%

 

Заключение: хвоя сосны обладает большой аккумулирующей способностью. При накоплении токсических веществ наблюдаются морфологические изменения, которые являются показателями загрязнения атмосферы. Опытом установлено, что в зоне с большим содержанием газа и пыли количество хвоинок с пятнами 71,2% в п. Городище и 73,5% в д. Клин от всего количества собранных хвоинок. При определении степени загрязнения атмосферного воздуха на территории ГУО «Городищенская средняя школа» Пинского района, с помощью сосны обыкновенной – воздух относительно чистый. Можно так же сделать вывод, что на 2 участках в воздухе содержится большое количество газов машин, которые задерживаются листовой поверхностью сосны, что в дальнейшем приводит к образованию пятен с последующим усыханием.

Для решения проблемы необходимо заниматься воспроизведением посадок новых деревьев и своевременно осуществлять уход за ними, вести постоянную профилактику среди населения.

свернуть

5.3. Разработать план действий по минимизации загрязнений атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации) учащимися и сотрудниками учреждения образования (иного учреждения, организации).

развернуть

5.5. Разработать план действий по минимизации загрязнений атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации) учащимися и сотрудниками учреждения образования (иного учреждения, организации).

свернуть