Энергосбережение

2.1-2.2 «Провести изучение потребления электроэнергии в учреждении образования. Провести изучение расходования тепла в учреждении образования».

развернуть

Изучение потребления электроэнергии и расходования тепловой энергии в учреждении образования.

Реализация данного проекта будет способствовать выполнению заданий образовательного проекта «Зеленые школы»:
2.1 «Провести изучение потребления электроэнергии в учреждении образования»;
2.2 «Провести изучение расходования тепла в учреждении образования».
Цель проекта: изучение потребления электроэнергии и тепловой энергии
в государственном учреждении образования «Городищенская средняя школа» Пинского района (далее – учреждение образования).
Задачи проекта:
провести аудит потребления электрической и тепловой энергии в учреждении образования за пол года;
определить основные потребители электроэнергии в учреждении образования и их мощности;
составить карту-схему учреждения образования с указанием потребителей электроэнергии;
выявить места потери тепла в учреждении образования в холодный период года;
разместить информацию о потреблении электрической и тепловой энергии в учреждении образования на информационном стенде и на сайте;
провести информационно-агитационную кампанию по пропаганде экономии электрической и тепловой энергии в учреждении образования.
Время проведения проекта: февраль-июнь.
Участники проекта: учащиеся 10-х, 11-х классов, заместитель директора
по хозяйственной работе, учителя физики и информатики.
Этапы проекта:
организационный: создание рабочих групп учащихся, распределение обязанностей;

определение ответственных учителей;

проведение инструктажа с участниками проекта по правилам безопасного обращения с
электроприборами.

Аудит потребления электрической и тепловой энергии в учреждении образования.


Учащиеся знакомятся с расположением в учреждении образования счетчиков учета элекроэнергии и тепловой энергии. Доступ в электрощитовую и теплопункт обеспечивает заместитель директора по хозяйственной работе, объясняет, как снимаются показания счетчиков. Учащиеся фиксируют расход электроэнергии и тепловой энергии ежемесячно в течение полугода (под контролем заместителя директора по учебной работе).

Рисунок 1. Электрощитовая

Рисунок 2. Теплопункт


Данные расхода энергии по месяцам за прошедший период предоставляет заместитель директора по хозяйственной работе.


Таблица 1. Расходы электроэнергии

 



Учащиеся, используя программу Excel, строят столбчатые диаграммы, иллюстрирующие динамику расходования тепла и энергии в учреждении образования в период с января 2024 по апрель 2024.

 

Диаграмма 1. Динамика расходования электрической энергии с января 2024 по апрель 2024.

Диаграмма 2. Динамика расходования тепловой энергии с января 2024
по апрель 2024.


Определение основных потребителей электроэнергии в учреждении образования и их мощности
Учащиеся проводят учет приборов потребления электроэнергии, их количества и мощности. В определении мощности электроприборов содействие оказывают заместитель директора по хозяйственной работе и учитель физики и информатики.
В учреждении образования основными потребителями электроэнергии являются: столовая, компьютерный класс, мастерская, освещение кабинетов.
С помощью программы Excel учащиеся визуализируют полученные данные.

 

Таблица 3. Основные потребители электроэнергии 

На основе таблицы сделали вывод, что основной потребитель электроэнергии в учреждении образования – это пищеблок.

 

Диаграмма 3. Расход энергии основными потребителями

Определение основных мест потери тепла в учреждении образования. Основными местами потери тепла были определены: рекреации в переходах между этажами, запасной выход во внутренний двор, коридоры, угловые стены здания.

Расход энергии в сутки


Составление карты-схемы учреждения образования с указанием потребителей электроэнергии
Учащимися составлена карта-схема, на которой указаны основные объекты, наиболее потребляющие электроэнергию.

 


Рисунок 3. Основные потребители электроэнергии

На сайте учреждения образования размещена информация о потреблении электроэнергии в учреждении образования.
Составление карты-схемы учреждения образования с указанием потерь тепловой энергии
Учащимися составлена карта-схема, на которой указаны основные места утечки тепловой энергии.
На сайте учреждения образования и на стенде по энергосбережению размещена информация о потреблении тепловой энергии в учреждении образования.

 

Рисунок 4. Места утечки тепла

Информационно-агитационная кампания по пропаганде экономии электрической и тепловой энергии в учреждении образования.

Изготовлены листовки-памятки для работников столовой, техперсонала, учителей и учащихся по сохранению тепловой и электрической энергии;

проведены классные и информационные часы для учащихся, организована выставка рисунков и плакатов «Азбука энергосбережения»;

конкурс видеороликов;

демонстрация видеороликов на переменах в качестве социальной рекламы;

Результаты проекта
Учащиеся научились проводить аудит потребления электро- и тепловой энергии, анализировать полученные данные, представлять результаты исследований общественности, сверстникам, родителям. После участия в проекте учащиеся мотивированно и осознанно сберегают ресурсы и энергию.

свернуть

2.3. Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в учреждении образования и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии в учреждении образования на год.

развернуть

Изучение ситуации составление плана действий по эффективности использования энергии в учреждении образования Реализация данного проекта будет способствовать выполнению задания
образовательного проекта «Зеленые школы»:


2.3. Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в учреждении образования и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии в учреждении образования на год.


Цель проекта: изучение ситуации по эффективности использования энергии и составление плана действий по сбережению тепла и электроэнергии в государственном учреждении образования «Городищенская средняя школа» Пинского района (далее – учреждение образования) на год.

Задачи проекта:
изучить ситуацию по эффективности использования энергии в учреждении образования;
составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии в учреждении образования;
разместить план действий по сбережению тепла и электроэнергии на информационном стенде и на сайте.

Время проведения проекта: февраль-июнь.

Участники проекта: учащиеся 10-х, 11-х классов, заместитель директора по хозяйственной работе, учитель физики и информатики.

Этапы проекта:

Организационный:

создание рабочих групп учащихся, распределение обязанностей;

определение ответственных учителей;

проведение инструктажа с участниками проекта по правилам безопасного обращения с электроприборами;

проведение анализа эффективности использования энергии в учреждении образования;

организация поиска возможных путей снижения энергопотребления;

составление плана действий по сбережению электроэнергии и тепла и согласование его с администрацией учреждения образования;

ознакомление с планом обучающихся на классных и информационных часах, педагогов на совещании при директоре, родителей на родительском собрании, размещение на сайте учреждения образования.

 

Анализ эффективности использования энергии в учреждении образования с января 2024 по апрель 2024

   После проведения аудита по использованию электроэнергии и тепловой энергии в учреждении образования можно сделать следующие выводы.
   Из диаграммы потребления электрической энергии видно, что расход электроэнергии практически всегда не превышает лимит расходования электроэнергии или превышает незначительно. 

   При проведении исследования основных потребителей электроэнергии было выявлено, что пищеблок потребляет наибольшее количество электроэнергии. Значительное количество электроэнергии расходуется за счет приборов, работающих круглосуточно (холодильники и морозильники), а также при работе электроплиты и водонагревателей. При анализе потребления
по месяцам, предполагалось, что расход энергии пищеблоком упадет в каникулярное время, но этого не происходит, так как в нашем учреждении функционирует детский оздоровительный лагерь – время работы и мощность плиты не зависит, на какое количество обучающихся и воспитанников готовится пища (на все учреждение образования или только на нужды детского лагеря). Считаем, что необходимо рассмотреть вопрос по приобретению современных энергосберегающих устройств либо установки одноконфорочной электрической плиты для приготовления пищи на малое количество воспитанников.
   В учреждении образования в значительной части энергия тратится на создание благоприятных условий для обучения и воспитания, в том числе на освещение учебных кабинетов. Следовательно, больший результат по энергосбережению может быть получен именно в этой области.
   Руководством школы практически во всех учебных помещениях были установлены энергосберегающие лампы; в каждом учебном кабинет имеются памятки о необходимости правильного использования электрического освещения; на классных и информационных часах ведется работа по привитию обучающимся ответственности за сохранение ресурсов учреждения
образования.
   Составив общую характеристику теплового баланса школы и построив диаграмму потребления тепла за январь 2024 – апрель 2024, видим, что потребление тепла в зимний период значительно не отличается по месяцам.
   Было замечено, что в классах иногда остаются незакрытыми окна, открытые в режиме проветривания, что делает бесполезной энергию нескольких кубометров топлива, которая была получена в котельной и передана в учреждение образования в форме тепловой энергии. Кабинеты
нужно проветривать короткое время, но при этом открывать максимальное количество окон. В таком случае потери тепла будут минимальными.
   Были определены места, где происходит потеря тепла и требуется утепление. Большая теплопотеря приходилась на угловые помещения здания учреждения образования. 
   Изучив потребление тепловой энергии по журналам заместителя директора по хозяйственной работе по конкретным датам, выяснили, что по воскресеньям используется практически такое же количество тепловой энергии, как и в учебные дни. Возникла идея, что в воскресенье котельная может переходить на более экономный режим работы, но это не возможно, так как учреждение образования находится на одной «линии» с жилыми домами.
   Несмотря на то, что наше учебное здание было построено в 1980, когда об экономии задумывались немногие, руководство учреждения делает все необходимое для уменьшения потребления энергетических ресурсов. 

 

План действий
по сбережению электроэнергии и тепловой энергии в учреждении

№ п/п Мероприятия  Сроки
выполнения
Ответственный
1 Вести журнал учёта
потребляемой тепловой
энергии
Регулярно

Голякович И.М.,

заведующий хозяйством

2 Создать энергетический
патруль
сентябрь 

Колесникович Л.В.

3 Провести беседы, классные и
информационные часы,
викторины, конкурсы по
энергосбережению
2023/2024 учебный год

Классные руководители 1-11 классов

4 Конкурс рисунков «Сбереги
энергию в школе и доме»
январь

Колесникович Л.В.

5 Размещение табличек «Уходя,
гасите свет» в местах
размещения розеток и
выключателей
февраль

 

Колесникович Л.В.

1-11 классы

6 Написание диктанта
«Электрический ток – это
опасно»
апрель

Колесникович Л.В.

7-11 классы

7 Социологический опрос
населения по
проблеме энергосбережения
май

Колесникович Л.В.,

энергетический патруль

8 Разработка семейных памяток
по рациональному
использованию энергии дома
май

Колесникович Л.В., энергетический патруль

9 Создание уголка по
энергосбережению
2024/2025 учебный год

Классные руководители 1-11 классов

10 Соблюдение режима
проветривания и освещения
постоянно

Заведующие кабинетом

11 Соблюдение режима
проветривания и освещения
коридоров; регулярная чистка
ламп, плафонов, окон
регулярно

тех. персонал,

Голякович И.М., заведующий хозяйством

 

свернуть

2.4. Выполнить план и провести мониторинг эффективности действий по энергосбережению в учреждении образования

развернуть

   Дата выполнения: январь-июнь 2024
   Целевые группы: 3-11 класс. 

   1. Регулярно проводятся классные, информационные часы; викторины и конкурсы по энергосбережению.   

  2. Во всех учебных кабинетах и других помещениях размещены таблички «Уходя гасите свет» и режим проветривания.

   3. В апреле 2024 года учащиеся 3-11 классов участвовали в написании диктанта «Электрический ток – это опасно».

   4. Учащимися 9-11 классов распространяется наглядная агитация (буклеты, листовки) среди учащихся младшего и среднего звена по вопросам энергосбережения.

   5. Планируется создание энергетического патруля в каждом классе, чтобы учащиеся контролировали себя и одноклассников по вопросам энергосбережения.

   6. Ведется работа над созданием уголка энергосбережения в учебных кабинетах 5-11 классов.

   7. Заместителем директора по хозяйственной работе регулярно контролируется ведение журнала учёта потребления тепловой и электрической энергии.


Вывод. С целью экономии электроэнергии в учреждении образования выполняются правила энергосбережения для обучающихся, воспитанников, педагогов и технического персонала.

свернуть

2.5 Изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработка семейной памятки по рациональному использованию энергии дома

развернуть

Первый этап Практическая реализация (март 2024)

Цель: получить данных по расходу электроэнергии за день при привычном пользовании электроприборами без принятия мер по ее экономии.

Содержание деятельности:

У меня в семье проживает 4 человека: я, мама, папа и брат. Мною регистрировались показания счетчика до и после выполнения той или иной процедуры.

Полученные результаты:

Исследование потребления электроэнергии моей семьей за сутки

Процедура

Мощность кВт*ч

Время использования, ч

Итого Вт

Освещение

800

6

4800

Электрочайник

1850

0,3

555

Водонагреватель

1500

3

4500

Фен

1000

0,3

300

Холодильник

50

24

1100

Микроволновая печь

1500

0,12

180

Стиральная машина

2000

1

2000

Компьютер

110

7

770

Телевизор

70

6

210

Пылесос

1500

0,3

450

Результат потребления электроэнергии за день

14865

  За сутки потребление электроэнергии в моей семье составило 14,9 кВт.

Данное значение вышло немного завышенным из-за того, что стираем и пылесосим мы не каждый день.

 

Второй этап Практическая реализация (март 2024)

Цель: получить данных по расходу электроэнергии за месяц при привычном использовании электроприборов и освещения без принятия мер по экономии электроэнергии.

Содержание деятельности:

Стираем белье и пылесосим мы не каждый день и поэтому интересны данные, которые мы получим за месяц.

Данные, полученные мною, были сняты с показаний счетчика электроэнергии  31 марта.

Полученный результат

Исследование потребления электроэнергии моей семьей за месяц

Показания счетчика

380 кВт

 

Третий этап Анализ полученных данных (апрель 2024)

Цель: проанализировать полученные данные и выявить сколько электроэнергии тратиться на одного члена моей семьи в день, разработка способов экономного потребления электроэнергии.

Содержание деятельности:

За сентябрь месяц моя семья потребила 380 кВт электроэнергии. За этот месяц мы иногда принимали душ, ванну, но стирали не каждый день, пользовались часто электрочайником, микроволновой печью, пылесосили. На одного человека в месяц получается  95 кВт. А в день на одного человека получается  3 кВт электроэнергии. Откуда они берутся? Я задался целью разработать способы экономного потребления электроэнергии.

Полученный результат:

  • Если принимать душ, то расходуется меньшее количество воды, чем принимать ванну следовательно и количество электроэнергии на ее нагрев меньше.
  • Воду в электрочайник для кипячения надо наливать столько, сколько необходимо, чем потом еще раз кипятить..
  • Холодильник следует ставить в холодное место, желательно возле наружной стены, регулярно оттаивать и просушивать холодильник, что уменьшит его намерзание.
  • Не перезагружать стиральную машину и не загружать ее только на половину. В обоих случаях будет использоваться лишняя электроэнергия.
  • При использовании утюга белья не пересушивайте, оно гладиться значительно дольше, чем влажное.
  • Для эффективной работы пылесоса регулярно очищать пылесборник.
  • Если не используем электроприборы, то вынимать вилку из розетки, в режиме ожидания они также потребляют электроэнергию.
  • Заменить лампы накаливания сберегающими лампами.
  • Использовать местное освещение. [3]

 

Четвертый этап Применение разработанных способов экономии электроэнергии на практике (апрель 2024)

Цель: получить данных по электроэнергии за день и за месяц при потреблении электроэнергии с применением мер по ее экономии, сравнить эти данные с данными, полученными на первом и втором этапах проекта.

 

 

Содержание работы:

В ходе данного этапа я применял разработанные меры по экономному потреблению электроэнергии у себя дома.

Полученный результат

Моей семьей были куплены энергосберегающие лампочки и заменены во всех комнатах.

Результат от применения мероприятий по экономии электроэнергии

Процедура

Мощность кВт*ч

Время использования, ч

Итого Вт

Освещение

160

6

960

Электрочайник

1850

0,2

370

Водонагреватель

1500

2

3000

Фен

1000

0,3

300

Холодильник

50

24

1100

Микроволновая печь

1500

0,12

180

Стиральная машина

2000

0,5

1000

Компьютер

110

5

550

Телевизор

70

5

350

Утюг

1000

0.3

300

Пылесос

1500

0,3

450

Результат потребления электроэнергии за день

8155

 

За сутки потребление электроэнергии в моей семье составило 8155 Вт.

Показания счетчика за месяц 255 кВт.

Вывод: экономия электроэнергии моей семьей составила 125 кВт в месяц! Это составляет 33% от первоначального потребления электроэнергии!

 

Пятый этап Разработка брошюры по способам экономии электроэнергии дома (май 2024)

Цель разработать и предложить учащимся брошюры по способам экономии электроэнергии дома, ознакомить лекторскую группу с полученными мною данными для освещения этого проекта на едином информационном часу в школе.

Содержание работы: на основе полученных результатов разработаны способы экономии электроэнергии дома и сделаны брошюры для одноклассников.

Полученный результат:

Разработанная брошюра представлена на Фот. 1

свернуть